Можно ли давать взятки, если это единственный способ не остаться без прав, отправить ребенка в нормальную школу, получить нормальное медицинское обслуживание?
Раввин Александр Лысковой:
«В еврейской традиции существует закон, обязывающий общину выкупить любого еврея из тюрьмы. Свобода — это необходимое условие существования еврея, мы, начиная с египетского рабства, немного даже помешаны на свободе. Взяткой это не считается, это закон.
По поводу того, надо ли платить врачам. В связи с советской властью у нас немного извратилось представление о заработке врача. В Советском Союзе врачи были самым нищим классом. На самом деле врач должен просить столько, сколько он считает нужным, и человек должен платить столько, сколько он считает нужным. А если у нас врач до сих пор получает мизер, то, естественно, я должен ему платить. Это не взятка, просто я возмещаю ему то, что государство ему недодает».
Лама Тэло Тулку Ринпоче:
«С одной стороны, что плохого в том, чтобы отправить ребенка в хорошую школу? Но разве это справедливо по отношению к другим детям, которые тоже хотят учиться в этой школе? По-моему, нет. Здесь нечего обсуждать — это просто считается дурным поведением, и все».
Протоиерей Алексий Уминский:
«Вопрос актуальный для нашей жизни, для нашей системы отношений. Всем понятно, что взятки давать нехорошо. Но нужно понимать, что общество вынуждает к этому людей, которые находятся в тяжелых обстоятельствах жизни, которые никак по-другому свой вопрос решить не смогут. Поэтому я не говорю ни да, ни нет. Я не могу сказать: «Да, можно». Но, с другой стороны, я не могу сказать: «Нет, нельзя». Потому что жизнь вынуждает человека к этим поступкам».
Имам Шамиль Аляутдинов:
«Взятки давать нельзя, но можно щедро отблагодарить за хорошую услугу или работу».
Раввин Александр Фейгин:
«Я бы не хотел жить и не хотел бы, чтобы мои дети жили, в такой стране, где единственный способ получить равные с другими права — это давать взятки. Более того, говоря о еврейской мобильности, я бы сказал, что из такой страны, если это не Израиль, надо бежать.
Теперь конкретно ответ на вопрос: взятки давать нельзя. Это еврейский закон. Нарушает его и тот, кто дает, и тот, кто берет. В этом смысле нет никаких послаблений. Более того, в Библии написано, что взятка ослепляет и лишает здравого смысла. Есть история об одном еврейском мудреце XX века, который посреди одного процесса, на котором он был судьей, вскочил и побежал в соседнюю комнату. И когда люди туда пришли, они обнаружили, что он шарил у себя по карманам пальто, а потом извлек оттуда конверт с деньгами. Он объяснил свое поведение так: в ходе процесса он увидел, что теряет здравый смысл, что не может беспристрастно анализировать аргументы. И он понял, что ему дали взятку, хотя он ее и не брал. Взятка — это конец судебной системы, конец исправной государственной службы. Может, это кого-то и не пугает, но надо понять, что в еврейском мировоззрении конец судебной системы — это конец света. Там, где нет суда, там нет жизни».
Протоиерей Александр Борисов:«Я думаю, что в каких-то случаях человек вынужден давать взятку. И человек, который берет взятку, совершает преступление в сто раз более тяжкое, чем человек, который взятку дает. Закон, который уравнивает дающего и берущего, направлен на всяческое поощрение и поддержание взяточничества. И борьба с коррупцией будет прямым лицемерием до той поры, пока перед законом дающий и берущий будут одинаково виновны».
Отец Брайан Ральф:
«Если от взятки зависит жизнь твоего ребенка или матери, жены или брата, то, как бы это ни было плохо, выбора нет. Это настолько больная, неправильная, глубоко неправильная система. Это неправильно, это ужасно и это возмутительно. Если я окажусь в коррумпированной стране, а моей дочери станет плохо и ее жизнь и здоровье будут зависеть от того, дам ли я взятку здесь и сейчас, — я могу себе представить, что я приму решение взятку дать».