Как жить в мире, который тебя не устраивает, но изменить который ты не можешь? Бывают и ситуации такие — ты и справиться с ними не можешь и выйти из них.
Лама Тэло Тулку Ринпоче:
«А разве такая ситуация, которую нельзя изменить, или мир, который нельзя изменить, возможны? Верно одно: когда есть воля — тогда есть путь. Было бы желание! Мы говорим: «Я не могу бросить курить, пить», но это абсурд. Если я чувствую, что это не полезно для меня, приносит ущерб для меня и хочу не делать этого — я просто этого не делаю».
Раввин Александр Лысковой:
«В еврейской традиции не бывает мира, который тебя не устраивает. Бывает мир, который ты не понимаешь. Ты не понимаешь, как он устроен, не видишь тончайшие нити, которые соединяют все события в одно большое полотно. Мир априори не может быть несовершенным. И еврейская традиция говорит: начни с себя, начни с обучения. Может быть, тогда некоторые несоразмерности и несуразности этого мира некоторым образом будут объяснены. Не говоря уже о том, что если глубоко уходить в Тору, то ты можешь в конце концов достигнуть ее скрытых смыслов, чуточку прикоснуться к тому, как этот мир вообще существует. Хотя это, конечно, только большим мудрецам дано.
По поводу ситуации. Сами слова «выйти из нее не могу» не принимаются иудаизмом. Потому что это неправда. Это значит, что ты не нашел выход. Ты просто искал в другом направлении. Но выход всегда существует. И один из них, только один из них, но главный, это обращение к Нему за помощью. И как только ты начинаешь всерьез говорить вот в этом направлении, ты изменяешься. А тот человек уже может выйти».
Протоиерей Алексий Уминский:
«Во-первых, надо набраться терпения человеку. И понимать, что есть такие вещи, которые человек в принципе не в состоянии изменить. Надо очень хорошо понимать, что можно изменить, что нужно изменить, а чего изменить нельзя. Когда человек для себя в этом разберется, то тогда, наверное, станет все яснее и проще. Когда человек идет сложным путем работы над своим сердцем, над своей душой, тогда вместе с ним меняются и те жизненные обстоятельства, которые его окружают. Обязательно меняются. Единственное что: без помощи Божьей, наверное, практически невозможно это сделать. Поменять себя по-настоящему без Бога человек не может. Главный путь — это покаяние. Даже само слово, с которого это к нам пришло, греческое слово «metanoia», оно значит «изменение ума», «перемена ума». Мне кажется, когда человек по-настоящему способен покаяться, раскаяться, увидеть себя по-настоящему, то тогда, собственно говоря, и происходит это изменение».
Имам Нафигулла Аширов:
«Все в жизни нужно рассматривать с точки зрения блага для будущей жизни. Пророк говорил, что земная жизнь — это тюрьма для благочестивого мусульманина, из которой он стремится вырваться и начать настоящую жизнь».
Отец Стефан Катинель:
«Вот человек ко мне приходит и говорит, что живет в коммуналке и страдает. Я ему говорю, что уезжайте тогда в деревню. А он не хочет уезжать из мегаполиса. Почему нельзя в деревне наслаждаться жизнью, если тебе тут не нравиться? И это его выбор — мириться с этой жизнью».