Если родители друг друга ненавидят или просто не могут ужиться, что лучше — разойтись и не травмировать ребенка или сохранить хоть какую-то семью?
Имам Шамиль Аляутдинов:
«Необходимо дисциплинировать себя в том, чтобы больше читать, общаться с успешными людьми и вывести семейные отношения на новый уровень».
Раввин Александр Фейгин:
«Здесь, как и прежде, я говорю сугубо свое мнение, и многие раввины со мной не согласятся. Я сторонник развода в таких ситуациях, причем немедленного. Я видел детей в семьях, которые изо всех сил сохраняют, и я не думаю, что этим детям лучше, чем детям, у которых разводятся родители. Я скажу, чем им хуже. Развод — это очень болезненный, не мгновенный, но ограниченный по времени процесс, после которого ребенку становится, может быть, и плохо, но ясно. Жизнь в разваливающейся семье в течение многих лет — это важнейший и ужаснейший факт воспитания, который потом воспроизводится детьми в их собственных семьях. Такого рода отношения воспринимаются ими во взрослой жизни как нормальные, и в конечном итоге мы получаем человека, который не может быть счастлив, потому что он полагает, что муж и жена должны терпеть друг друга. Поэтому я в таких случаях рекомендую развод. Понятно, что каждый вопрос — отдельный, и каждая семья не похожа на другую, и нет оптовых ответов, но как принцип — так».
Лама Тэло Тулку Ринпоче:
«Наилучшее, что можно сделать, это попытаться найти мирное решение. А если кажется, что это невозможно, то разойтись, но по-доброму. Важно, чтобы это происходило по обоюдному согласию, по любви».
Протоиерей Александр Борисов:
«Митрополит Антоний Сурожский говорил, что мы не вправе принуждать людей жить вместе, если отношения у них совершенно разорваны. У нас в церкви бывали такие пары, которые венчались, прошло три месяца — разругались в дым, разошлись. Увы, это существует, и православная церковь не стоит так жестко, как католическая: там если человек развелся, он на всю жизнь лишается права причастия. Православная церковь подходит к этому с большей терпимостью, не поощряет, конечно, но допускает, чтобы не заставлять людей, которые ненавидят друг друга, жить вместе и создавать тяжелую атмосферу. Но надо понимать, что это не норма. Это тяжкое исключение. «И не оставлю тебя до смерти» — этот идеал супруги декларируют во время таинства венчания. Не всегда идеал достижим, но если не будет идеала, мы вообще не будем знать, куда идти».
Отец Мишель Савва:
«Правильнее будет постараться сохранить семью. Брак — это жертва, которую муж и жена приносят друг другу и Богу. Если они пойдут на эту жертву и постараются сохранить семью ради ребенка, проявят смирение и простят друг другу обиды, Господь дарует им силы возродить любовь и гармонию в семье».