Нужни ли подавать бомжам, если знаешь, что они потратят деньги на водку? Или если знаешь, что «нищенка» с одной и той же историей каждый день стоит на одном и том же месте и просто зарабатывает деньги?
Отец Мишель Савва:
«Когда мы подаем милостыню, мы даем не столько тому человеку, который просит, но самому Спасителю, который сказал: «Всякому просящему у тебя давай и от взявшего твое не требуй назад». А вот что просящий сделает с этими деньгами, это уже его личное дело и ответственность перед Господом. Однако если вы точно знаете, что человек может нанести себе вред — скажем, если вы уже видели, как он пьянствует, — то в этом случае нужно воздержаться от подаяния, потому что пользы оно не принесет. Или, если он просит денег на еду, подайте ему еды».
Раввин Александр Лысковой:
«В еврейской традиции есть запрет рассуждать в тот момент, когда ты даешь деньги. Нельзя рассуждать о том, что человек достаточно сильный, чтобы пойти работать. Нет. Мало ли почему он оказался здесь.
С другой стороны, помешать может знание. Например, если человек просит подаяния в метро, 90%, что он принадлежит нищенской мафии. То есть, скорее всего, ты будешь кормить бандитов, а они других бандитов — то есть ты попадаешь в цепочку, на твоем чувстве сострадания просто играют».
Лама Тэло Тулку Ринпоче:
«Я рос в Индии, в тибетском монастыре, и видел на улицах очень много бедных людей. Поскольку я не знал, как нищий поступит с деньгами, то всегда старался дать немного еды. Но с буддийской точки зрения — не наше дело, на что будут потрачены деньги. Самое главное — само пожертвование, твоя открытость, готовность помочь другому живому существу».
Отец Стефан Катинель:
«Конечно, нужно. Водка — это уже их проблема. Они выпьют, и им день кажется хорошим. Я читал рассказ как-то. Про то, что в Париже сидела бабушка и собирала денежки каждый день на одном месте. Один молодой человек однажды купил ей розу и подарил. Бабушка пропала на долгое время. Когда она снова появилась, все спрашивали, что с ней было. А она сказала: «Я жила вот этой розой». Может быть, вам кажется, что бомжи уже не люди, но все-таки у каждого есть сердце. Я иногда тоже люблю подарить букетик, попробуйте как-нибудь. Иногда подойти и поговорить с бомжом лучше, чем дать десятку».
Протоиерей Александр Борисов:
«Лучше 10 раз ошибиться и подать тому, кто нищий по профессии, чем один раз не подать тому, кто действительно оказался в нужде».
Имам Нафигулла Аширов:
«Если ты уверен, что нищий на эти деньги совершает неблагие дела, то дать ему денег — это то же самое, что бросить их в помойку. Многие идут в мечеть только в последний день Рамадана, когда принято подавать бедным, и помогают первому попавшемуся на глаза человеку. Это неправильно — нужно найти того, кому действительно нужна помощь. Например, студенту, у которого нет времени отвлекаться на работу».
Раввин Александр Фейгин:
«У нас есть закон: когда человек просит на еду, его не проверяют. Когда человек просит на еду, и мы на 100% уверены, что он потратит на водку, на наркотики, отдаст тем, кто его послал побираться, мы все равно даем. Если человек, и такое тоже бывает, просит, потому что не может доехать в город Смоленск, — у нас есть свобода выбора, можно давать, можно не давать, можно поверить истории, можно не верить истории. Но есть правило, которому научил меня мой учитель. Он говорит: «Лучше ошибаться любя, чем ошибаться ненавидя». Я предпочитаю дать, чем отравить свою душу сомнением. Это не решение раввина, но это хороший совет».
Преподобный Робб Сазерленд, викарий прихода Морли, графство Йоркшир:
«Я нищим никогда не подаю денег — только еду. Или просто стараюсь как-то помочь».