Атлас
Войти  

Также по теме

БГ в помощь

  • 48463
О людских страхах
О независимости детей
О защите
Об удаче
О воспитании
О боли и страданиях
О борьбе с терроризмом
О взяточничестве
О защите от информации
О лени
О милостыне
О правоохранительных органах
О митингах
О бессилии
О прощении
О вранье
О недобросовестных друзьях
О разводе
О снах
Об опасных родителях
О религии как социальном институте
О нетерпимости
О призвании
Об измене
О церкви в современном мире
О науке
О толерантности

Всегда ли непростительно врать? И как понять, когда ложь во спасение, а когда от малодушия? Ведь бывает, что не хочешь волновать близкого, а бывает — боишься ответственности.

Имам Нафигулла Аширов:

«В некоторых случаях врать дозволено. Допустим, вы с кем-то поссорились, ненавидите друг друга, клевещете друг на друга, а я прихожу к вам и рассказываю, что ваш недруг вчера признался мне, что на самом деле сожалеет о ссоре, переживает, хотя реально этого и нет, потом прихожу к нему и подобное же говорю ему. Если это способствует вашему примирению, то врать можно было.

Еще разрешена военная хитрость. Если ваша армия стоит под городом, в ней десять тысяч солдат, а город можно взять только стотысячной армией, то соврать противнику о численности вашей армии дозволено. Если тебе грозит смерть и требуют отречься от Аллаха, то можно это сделать, если сохранить веру в душе».

Раввин Александр Лысковой:

«Я знаю случай, когда перед смертью человеку три года не говорили о смерти сына. Ему рассказывали, что он на севере, что у него нет времени приехать. И старый дед, умирая, думал, что сын еще жив. Это не принесло никому вреда; старик умер без страданий. Я не знаю, насколько это справедливо. Но если ложь во спасение, если она уменьшает страдания человека, то, может быть, она и допустима. Это, как правило, связано с людьми, которые находятся на смертном одре, которым немного осталось жить, то есть ложь потом не превратится в игру, в которую стали играть и заигрались.

Есть такое выражение: про что-то, обычно про какое-то действие, говорят «лешем Шамаим» («во имя Небес») и «лё лешем Шамаим» («не для Небес»). Если человек что-то делает ради Б-га, то есть с сознанием того, что это Ему будет приятно, то пожалуйста. Наверное, можно солгать, если это ради Б-га. А если это ради себя, а не во имя Небес, — тогда нет».

Протоиерей Александр Борисов:

«Часто бывает такая проблема: мама старенькая, болеет, вот-вот помрет, а сын боится пригласить священника, потому что пригласишь к нецерковной маме священника — она сразу поймет, что ее дело плохо. В таком случае не нужно маму травмировать, нужно деликатно стараться смягчить ее и без того стрессовое состояние. Иногда человек вынужден говорить неправду для того, чтобы не травмировать другого. Но человек сам про себя знает, когда ложь ради блага другому, а когда из собственного малодушия».

Отец Мишель Савва:

«В других религиях отношение ко лжи более расслабленное. Скажем, есть поговорка о том, что ложь — как соль, ей можно приправлять разнообразные жизненные ситуации, главное — не перестараться. Но Библия неоднократно и однозначно осуждает ложь. Апостол Павел в Послании к колоссянам говорит: «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его».

Геше Нгаванг Тукдже:

«Слова, которые мы говорим, ничего не значат без внутренней мотивации. И если мотивация — спасение жизни или другая благая цель, то неважно, насколько правдивы слова».

 
О прощении

О недобросовестных друзьях







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter