Дачница
Великая женщина, возделывающая свой земельный надел. Часто является читательницей и чтительницей «ЗОЖ» — вестника здорового образа жизни. Именно дачница является главной производительницей и потребительницей натурального продукта — а вовсе не пижон-менеджер, отоваривающийся хорошо еще в «Лавке», а то и соблазненный исландской клубникой в лукавом продуктовом бутике.
Одета она по-пейзански просто — но сельхозинвентарь уже привыкла покупать в магазинах OBI или Leroy Merlin. Газонокосилка считается важным и нужным приобретением, а новая одежда, скажем, пустой тратой денег и баловством. Насчет биотуалета дачница все еще в раздумьях (брать или нет), а гипсовые садовые гномы уже выглядывают на укропной грядке — садовые гномы признаны славным новшеством.
Главной же добродетелью дачница считает даже не сбор урожая — переработку. Квасит, солит, сушит, засахаривает, замачивает, закатывает. Маринует. Рядом с дачницей никто и ничто не пропадет.
Все растет хорошо, только для клубники не очень благоприятные годы. Но я все равно посадила. Надеюсь, если на следующий год буду жива, мы все насладимся ягодами.
Я люблю землю, люблю, как смородина пахнет, как дотронешься до укропа — от него такой аромат идет!
Может, потому я дожила до 80 лет, что много работаю. Но никогда через силу, я все делаю в удовольствие. Мне помогает мой внук Илюша. Когда я делаю грядки, он уже рыхлит их тяпкой, придает им красивую форму.
У меня мечта — чтобы нам провели газ. Даже на Дальнем Востоке газ есть, даже в другие страны мы газ поставляем! А в 70 километрах от Москвы нет газа! Очень обидно».
Левак
Эти люди представляют широкий спектр левых взглядов, но объединяет их свойственная европейцам вера в возможность социальной справедливости, неравнодушие и стремление действовать. Среди них встречаются философы, историки, художники, искусствоведы, издатели и прочие, по большей части очень хорошо образованные. Устраивают и посещают разного рода акции — от митингов до более или менее провокативных перформансов. Любят читать и обсуждать теоретическую литературу — от Маркса и Ленина до Жижека и Гройса. Одеты обычно в темное; многие представители испытывают слабость к головным уборам. Лица у них по большей части суровые. Поддерживают активные связи с леваками из других городов, в том числе Петербурга и Нижнего Новгорода. Фактически наряду с «архнадзоровцами» являются главными романтиками города.
Предшественники: троцкисты, маоисты.
Станислав Шурипа, художник: «Взгляды у меня не левацкие, а умеренно-левые. Я не требую революции, а скорее ратую за социальную справедливость и гражданское общество. Я не совершаю прямых политических действий, но мне бы хотелось больше открытости, публичности, сотрудничества между разными слоями населения и меньше классовой иерархии.
В современных западных обществах искусство — это ресурс новых альтернативных смыслов, способов понимания мира, и общество в этом заинтересовано. У нас искусство и общество не так устойчиво связаны, еще идет процесс признания обществом права искусства на критическое отношение, права не плыть по течению.
C друзьями я встречаюсь в одних и тех же местах — в «Солянке», «Пропаганде», «Кризисе жанра». Из-за того что нет заведений с хорошей едой, я даже начал готовить сам — в основном блюда грузинской кухни. Больше всего денег, кстати, уходит именно на еду. На все остальное тратить их совсем не хочется».
Продавщица
Дама неопределенного возраста, стоящая за прилавком. Невозможно понять, как она одета, поскольку самая заметная часть ее гардероба — цветной фартук, обычно голубой или розовый. С гордостью продолжает славные традиции советской торговли: ее прилавок — ее крепость. Не столько раздражается, сколько искренне недоумевает: все, что есть, — на витрине, цены — на ценнике, что тут непонятного? Чаще прочих напоминает среднестатистическому горожанину максиму «Вас много, а я одна». Подчеркнутую вежливость со стороны покупателя считает легким признаком малахольности.
Лиана, продавщица в продуктовом магазине: «Работаю в этом магазине год. Клиенты в основном попадаются вежливые. Бывают, правда, и алкоголики, и бомжи, но по большей части все-таки приличные люди. Больше всего раздражают покупатели, которые начинают докапываться до каждой мелочи. Это самое тяжелое — выдерживать напор. Нужно уметь держать язык за зубами и встречать покупателей с улыбочкой. Самое главное — это терпение и вежливость. Меня ни разу не обвиняли в невежливости. Хотя многие считают, что все продавщицы хамки. Я абсолютно с этим не согласна. Есть, конечно, и те, которые могут нагрубить, сказать: «Не нравится — иди в другой магазин». Но есть и другие. Мне нравится торговать, общаться с людьми. И моей зарплаты — 20–30 тысяч — вполне хватает на жизнь. Я вообще Москву люблю — здесь жизнь».
Православная девушка
Типаж, часто встречающийся в окрестностях известных московских храмов. Молодая девушка, всем своим видом демонстрирующая отрешенность от всего мирского, порядочность и недоступность, — в длинной юбке пастельных тонов, расшитой рубашке, с платком на голове. Православную девушку проще встретить днем — искушений темного времени суток она избегает.
Чаще всего девушки объединены общим желанием выйти замуж за православного юношу, который встречается гораздо реже.
Предшественники: Царевна Лебедь.
Ариадна Зорина, студентка 1 курса ВГИКА: «Православные девушки не станут надевать ничего вызывающего, потому что это грех, ведь так ты пытаешься кого-то соблазнить. Если нет таких целей, то и носить это незачем. Хотя в современном мире ходить только в длинной юбке не всегда удобно — что от нее в час пик в метро останется?
Я не смотрю телевизор, но это не из-за православия, просто считаю его помойным ящиком. Если во время поста я хочу, например, в театр, звоню своему священнику и советуюсь с ним. Как правило, он говорит, что ничего страшного, это же не какое-то буйство или шумное развлечение. В Москве многие люди ставят целью материальные достижения и очень много из-за этого суетятся. А вот если бы думали о вечном, то понимали бы, что все к лучшему».