Атлас
Войти  

Также по теме

Почему все так?

БГ задал специалистам из мира науки ряд традиционно мучающих русского человека вопросов — от «Почему вокруг так много хамства?» и «Почему на улицах так грязно?» до «Почему нам не удается справиться с коррупцией?» — и попытался понять, есть ли на них исчерпывающие ответы

  • 186213
Почему в русском языке нет нейтрального обращения к незнакомому человеку? Почему в русском языке нет нейтрального обращения к незнакомому человеку?
Почему у нас так популярна идея «особого пути»? Почему у нас так популярна идея «особого пути»?
Почему у нас не принято улыбаться незнакомым людям? Почему у нас не принято улыбаться незнакомым людям?
Почему мы так любим искать врагов? Почему мы так любим искать врагов?
Почему у нас не соблюдают личное пространство? Почему у нас не соблюдают личное пространство?
Почему не получается справиться с коррупцией? Почему не получается справиться с коррупцией?
Почему в России кричат на детей? Почему в России кричат на детей?
Почему власть всегда ругают, а главного правителя оправдывают? Почему власть всегда ругают, а главного правителя оправдывают?
Почему вокруг  все хамят? Почему вокруг все хамят?
Почему русского человека практически всегда можно узнать за границей? Почему русского человека практически всегда можно узнать за границей?
Почему за 20 лет не сложилась культура дебатов? Почему за 20 лет не сложилась культура дебатов?
Может, дело в климате? Может, дело в климате?
Почему у нас нет настоящего государственного праздника? Почему у нас нет настоящего государственного праздника?
Почему на улицах так грязно? Почему на улицах так грязно?
Почему все так? Почему все так?
Почему вокруг  все хамят?
Почему вокруг  все хамят?
Виктор Живов

Виктор Живов

филолог

«Ну, это про цивилизационный процесс и большой город. В какой-нибудь архангельской деревне не хамят и, как правило, не слишком агрессивны. Агрессия в большом городе — это не русская специфика. Этого полно в разных больших городах — в Нью-Йорке (к примеру, в Гарлеме), в Детройте, в Мехико-Сити. И у нас город все еще во многом наполнен «новыми горожанами», не привыкшими к урбанизму. Конечно, в Бонне или Упсале, где приезжих сравнительно немного, цивилизационный процесс чувствуется сильнее, нецивилизованные — маргиналы. А у нас маргиналы — статистически — это как раз старые воспитанные горожане».


Алексей Левинсон

Алексей Левинсон

социолог

«Важную роль сыграли события первой половины ХХ века — революция, Гражданская война и добровольное, насильственное или вынужденное переселение в город огромных масс людей. То, что называется урбанизацией. В города хлынул крестьянский люд, который «как надо жить в городе» не знал и узнать ему было неоткуда. Городская буржуазия и дворянство были уничтожены политической репрессией и эмиграцией. Городской обыватель из средних и нижних слоев был выбит двумя войнами — мировой и гражданской. Кстати, библейское имя Хам в русской культуре применялось высшими классами по отношению к низшим. Поведение низших классов — это было поведение хамов, со всей оценочной силой этого понятия. Когда закончилась Гражданская война, уцелевшие наблюдатели из белой эмиграции говорили, что «Россия попала в руки хама». Социологически это так. Называлось это диктатурой пролетариата, но ею не было, потому что пролетариат как раз в основном погиб. Это было безраздельной властью перемещенного в городские условия бывшего полукрестьянского, полусолдатского контингента, который правил городской жизни не знал. И он как-то понаслышке адаптировался к реалиям города. Если почитать Зощенко, то видно, как именно. Естественное для крестьянина ощущение в городе, что «там все чужие, а в деревне все свои», вызывало оборонительную реакцию в виде агрессии. Это естественное положение для человека в чужой среде: когда к тебе приближаются ближе, чем нужно (например, во время давки в трамвае), это нарушение личного пространства. Моделей поведения, как отыгрывать подобные ситуации, «новые горожане» не имели. И агрессия (а словесная агрессия и есть хамство), как простейшая, почти зоологическая реакция, стала этой моделью».


«у нас маргиналы — статистически — это как раз старые воспитанные горожане»

Александр Высоковский

Александр Высоковский

урбанист

«Он городской человек» — то же самое, что «он вежливый человек». Это человек, который умеет жить с ощущением, что твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого. И в этом смысле мы, к сожалению, еще не стали горожанами. Чувство горожанина нужно воспитывать. И пока прошло слишком мало времени с тех пор, как сельская, деревенская Россия стала превращаться в городское, урбанистическое население. Эта история начала складываться в конце 1870-х — начале 1880-х годов. Тогда очень быстро сформировалось великогородское сознание. И к началу 1910-х сложился целый класс горожан — мещан, интеллигенции, дворянства, которые жили в городе и любили, ценили его. Именно это их чувство благотворно влияло тогда на развитие городов. А потом пришли большевики — люди, никак не связанные с городами, они не любили город, он им был не нужен. Город был всегда проявлением свобод, и это диссонировало с идеей тотального контроля, который большевики насаждали. Все, что шло от местного самоуправления, подвергалось серьезнейшему остракизму, искоренялось. Поэтому городская культура, которая и воспитывает горожан, была объявлена вне закона. Недаром первое свободное поколение людей 1960-х годов (родом из того времени, когда эпоха полного коммунистического тоталитаризма закончилась) считало, что свобода связана с природой: геологи, экспедиции, улетающий вдаль самолет, Каневский с морскими рассказами. Город их предал. И в 1960-е годы произошел тот самый перелом, после которого город стал возвращаться к людям. С тех пор это так и идет, медленно, тихо».


Михаил Ямпольский

Михаил Ямпольский

философ, теоретик искусства

«Большинство ваших вопросов — это варианты одного и того же вопроса: почему хамят, не улыбаются, кричат на детей, не могут нормально спорить и проч. Речь идет о неспособности россиян относиться с уважением к другому человеку. Это действительно ключевой вопрос российской культуры, где испокон веков господствуют хозяйско-холуйские отношения и не признается равное достоинство за другим.

Думаю, что истоки этого в многовековой истории России. Понятие достоинства (dignitas) — римское по своему происхождению и имело в Риме моральное, политическое и юридическое значение. В моральном смысле оно означало честность, неподкупность; в политическом смысле оно относилось к высшей магистратуре республики, а потом империи. В юридическом плане оно было связано со стоической идеей всеобщего природного закона, который призван распределять в равной степени правосудие между людьми, невзирая на их положение. В основе этого понятия лежало понимание человека как разумного существа, участвующего через свой разум в рациональности космоса. Цицерон утверждал (а вслед за ним многие повторяли), что разумность делает любого человека онтологически равным другому. Отсюда важная римская идея о государстве как моральном организме, призванном обеспечивать общее благо для граждан, а не просто создавать условия для обогащения и бесконтрольного правления избранных. Это понимание ­dignitas вошло в кровь той цивилизации, которая наследовала греко-римскую культурную традицию. Оно стало и неотъемлемой частью латинской теологии начиная со Льва Великого и Августина.

Святой Фома Аквинский утверждал, что достоинство является природным свойством человека и не подпадает под компетенцию теологии. В его глазах человек был свободным по своей природе от момента рождения. Традиция уважения к достоинству проходит через Ренессанс, Юма, Канта и т.д. Борьба между церковью и государством, составлявшая основу европейской истории, привела к постепенному признанию церковью автономии светской сферы жизни. Одновременно и духовная жизнь человека выходила из-под контроля светских властей. И церковь, и го­сударство постепенно научились признавать за человеком право политической и духовной автономии, тесно связанной с достоинством.

Россия получила из Византии только богословие, привезенное из империи греческими монахами. Никакого влияния греко-римская этика, юриспруденция, философия, литература в России не имели вплоть до Нового времени. Человек понимался как собственность князя и раб божий. При этом никакая автономия духовной сферы от государственной не признавалась. Само понятие достоинства не имело никакого хождения, пока в начале ХIХ века не появилось первое поколение «непоротых» дворян. В Европе категория чести — одна из центральных уже в Средние века, а в Россию она проникает практически лишь в ХIХ столетии. Вместе с возникшим понятием чести российская аристократия приобрела чувство человеческого достоинства, которое не успело укорениться в других сословиях и было быстро втоптано в грязь. Крепостное право — а фактически рабство — тоже сыграло свою роль.

В итоге в России так и не сформировалось отношение к другому как к равному себе. Хамство (во всех его проявлениях), высокомерие, неприветливость (то есть как раз отсутствие внешнего признания достоинства за другим) является продуктом этой долгой истории».


Людмила Петрановская

Людмила Петрановская

семейный психолог

«Тут правильным было бы говорить не о хамстве, а о ­разлитой внутренней агрессии. Уровень готовности к конфронтации, агрессии, конфликту у нас выше, чем во многих европейских или даже восточных странах. Причин тому много, но одна из главных, на мой взгляд, в том, что у нас перекрыты пути для здоровой агрессии. Здоровая агрессия направлена на защиту своих прав и своей территории, на то, чтобы отстаивать свои интересы. Все это в стране очень жестко пресекалось в те­чение долгих лет — и, как следствие, нет технологий реализации здоровой агрессии и ощущения «я вправе защищаться». Например, независимый суд — это ведь не что иное, как цивилизованная форма агрессии: вместо того чтобы обозвать другого идиотом или морду ему набить, можно подать в суд. У нас же постоянно присутствует давление сверху, со стороны власти, а обратные пути взаимодействия перекрыты. А когда сверху клапан перекрыт, то запертая агрессия направлена во все стороны. И получается, что мы живем в такой обстановке, когда человек может получить от кого угодно — от про­хожего до собственного начальника и полиции. По телевизору человеку тоже объясняют все время, что он бездуховный и ментальность у него подкачала. Естественно, все это переходит в состояние бессильной злобы, которая проявляется везде и всюду. Кто-то косо посмотрел или на ногу наступил — можно на нем сорваться».



«правильным было бы говорить не о хамстве, а о ­разлитой внутренней агрессии»

Александр Каменский

Александр Каменский

историк

«Как человек, большую часть жизни проживший в советское время,  могу с уверенностью сказать: сейчас хамят меньше. В магазине все реже можно услышать хамство в свой адрес — сегодня продавцов все-таки обучают быть вежливее, чтобы они постарались как можно больше продать. В принципе, в больших городах хамят больше, чем в маленьких. И это не чисто российское явление, а общемировое: жизнь в мегаполисе очень напряженная, стрессовая, и хамство часто — способ этот стресс снять. Так что я бы не сказал, что это национальная черта».


Борис Успенский

Борис Успенский

филолог

«Мне кажется, общество так устроено. Возьмите такое явление, как дедовщина в армии, которой не было раньше. Оно было до революции в некоторых привилегированных офицерских училищах, где старшие кадеты измывались над младшими кадетами, с тем чтобы те, когда станут старшими измывались над следующими. Но вот в Красной армии этого сначала не было совсем и появилось позже — я об этом услышал в 1960-е. Над человеком издеваются, издеваются очень унизительно, сурово, — с тем чтобы он, пройдя определенную ступень, имел возможность издеваться над другими. Мне кажется , это такая модель общества. Это не ограничено армией: хамство и желание власти связаны с комплексом неполноценности. Люди издеваются именно потому, что над ними издевались, и хамят потому, что им хамили. Все это, если есть в какой-то части общества, распространяется на более значительную его часть».
Светлана Адоньева

Светлана Адоньева

антрополог

«Агрессия — это форма страха. Я боюсь, что я не ценен, и, вообще-то, с ужасом подозреваю, что я уродец. Поэтому я буду громко шуметь, никого не пропускать на дороге и т.п. Потому что когда-то ему объяснили, что он — дурачок, ничего не знает и не умеет, когда-то случилось это обесценивание. Это программирование на детском уровне».

Анна Варга

Анна Варга

психотерапевт

«Агрессия — это верхушка айсберга. Как правило, она следствие тревоги. У нас в обществе очень много тревоги и страхов. Традиционно, потому что всегда в России власть враждебна людям, народу, а люди от той власти зависят, что спокойствия не прибавляет. И актуально, потому что все понимают, что власть в самом широком смысле совершенно неадекватна, по сути, осуществляет оккупацию страны. При этом общественного согласия про то, кто враг, нет. Поэтому нет предстапвления о том, кто не враг, кто свой. Вот все и огрызаются и кусаются».



Александр Мещеряков

Александр Мещеряков

историк, японист

«​Хамят потому, что люди думают, что каждый из них заслуживает намного большего, а получает намного меньшее. Но надо признать, что по сравнению с советским периодом хамить стали намного меньше. Все-таки реальные отношения потребителя и продавца воспитывают людей. И сейчас, когда мне кажется, что в магазине мне говорят что-то не то, я фыркаю носом, и по сравнению с советским временем, — это верх вежливости. Эта положительная динамика меня обнадеживает».
 
/media/upload/images/magazine/315/questions/8-01.png Почему власть всегда ругают, а главного правителя оправдывают?

/media/upload/images/magazine/315/questions/10-01.png Почему русского человека практически всегда можно узнать за границей?







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter