Почему все так?
БГ задал специалистам из мира науки ряд традиционно мучающих русского человека вопросов — от «Почему вокруг так много хамства?» и «Почему на улицах так грязно?» до «Почему нам не удается справиться с коррупцией?» — и попытался понять, есть ли на них исчерпывающие ответы


![]() |
Виктор Живов филолог |
«Cтереотипы возникают из желания создать большой набор противопоставлений России и Запада. Интересна сама эта идея, само противопоставление России и Запада, которое, конечно, для России очень важно. У немцев нету противопоставления Германии и Запада. Могло бы быть, но нету.
Конечно, можно сказать, что немцы — это тоже Запад, но это относительно. У нас в Беркли был такой замечательный профессор Мартин Малиа. Он думал, что есть такой градиент, мера цивилизованности, которая спускается с Запада на Восток. Наверху находятся Англия и Франция, ниже Германия, где с этим похуже, ну а затем Россия, где с этим совсем плохо. Тем не менее у Германии (да что там у Германии — у Польши) нет такой оппозиции как «Запад — Восток». В России, я думаю, это связано с целым рядом исторических причин — прежде всего обособлением от западного мира на конфессиональной основе: у них еретики-католики, а у нас настоящие православные христиане. Потом все это перерабатывается и переосмысляется, многослойно.
Сегодняшние ксенофобские и антизападные эмоции, конечно, поддерживаемые отчасти нынешней администрацией, — часть реакции на 1990-е годы, когда Запад выступал как такой образец, на который мы сейчас сориентируемся, перенесем к себе и станем хорошо жить. А мы не стали хорошо жить. И в этом они виноваты. Оскар Уайльд писал о Калибане, который ненавидит зеркало за то, что видит там себя, и ненавидит зеркало за то, что не видит там себя».
![]() |
Михаил Ямпольский историк, теоретик искусства, философ, киновед, профессор Нью-Йоркского университета по отделениям сравнительного литературоведения и русских и славянских исследований |
![]() |
Александр Янов историк |
«Признание своей проблемы настолько непереносимо, что начинается ее вынесение вовне»
![]() |
Александр Мещеряков историк, японист |
![]() |
Людмила Петрановская педагог-психолог, специалист по семейному праву |
«Это очень известный психологический механизм — проекция. Когда ты по разным причинам не можешь что-то в себе принять: потому что тебе стыдно или потому что ты боишься, что тебя отвергнут, если ты будешь неидеален. Признание своей проблемы настолько непереносимо (потому что нет за этим ощущения своей ценности, своей субъектности, своего права быть таким, какой ты есть), что начинается вынесение проблемы вовне или концентрация этого всего внутри в виде козла отпущения.
Но использование проекции может быть и осознанной, из корыстных соображений. Например, если ты воруешь в своей стране, тебе нужно как-то объяснить людям, почему при огромных объемах нефтедолларов люди до сих пор живут в бараках и почему где-то нет нормальных дорог. Логично, что тебе надо придумать каких-то внутренних или внешних врагов, которые раскачивают лодку и кидаются метеоритами».
![]() |
Владимир Паперный культуролог |
![]() |
Александр Каменский историк |
«Человек во всем плохом не любит и не умеет винить себя. Это самое большое человеческое отрицательное качество»
![]() |
Алексей Левинсон социолог |
![]() |
Андрей Зубов историк |
«Человек во всем плохом не любит и не умеет винить себя. Это самое большое человеческое отрицательное качество. В государственном масштабе народ к внешнему врагу приучает власть, потому что если в ошибках будут винить внутреннюю власть, то ее сменят. Отсюда и идеи заговора, теневого правительства, о мировой закулисе, сионских мудрецах, руки капитала, Пентагона, ЦРУ, Моссада и т.п. Внешний враг консолидирует правительство и народ. Люди в это верят, потому что так легче думать и про свою личную жизнь, а про общественную — тем более».