Светлана Адоньева антрополог |
«Праздник — это способ подтверждения ценности. Мы подтверждаем гендерные ценности — отсюда 8 Марта и 23 Февраля, семейные ценности — это Новый год, но наша, как ни странно, наиболее весомая ценность — это наши мертвые. У нас есть общие, государственные мертвые — и это 9 Мая, и есть у каждого свои. Вот это платформа, на которой мы могли бы объединиться. Но признание наших мертвых влечет за собой необходимость выбора, потому что нужно понять и признать, как ушли из жизни наши прабабушки и прадедушки. А умерли они по-разному, и нет такого человека, у которого хотя бы один из прабабушек или прадедушек не погиб при странных обстоятельствах. И это в нашем обществе до сих пор не проговорено. И мы так и будем бесконечно кокетничать, перемигиваться от 23 Февраля до 8 Марта, фактически разыгрывая детскую программу, запущенную с первых классов школы.
Основывать идентичность на дате вообще — странное занятие. Ведь любой праздник — это не только воспоминание о дате, это признание некоего месседжа, заложенного в этом событии. Например, 8 Марта было когда-то праздником равенства, а вовсе не гендерных различий. Но мы иначе его использовали — для того чтобы артикулировать то, что ценно для нашего общества. В этом отношении современное общество представляется гораздо более патриархальным, чем оно было в начале советского государства. Парадоксальным образом мы куда более склонны к патриархату, нежели Коллонтай или Люксембург».
Михаил Ямпольский философ, теоретик искусства |
Алексей Левинсон социолог |
«Общий праздник появляется из общей идеи, которой у нас нет»
Александр Мещеряков историк, японист |
«Общий праздник появляется из общей идеи, которой у нас нет. Какие могут быть идеи? Лучше, чем «свобода, равенство, братство» ничего не придумано. Но понятно, как наше руководство относится к идее свободы и тем более равенства. Эти люди ликвидировали День Конституции — я считаю это огромнейшим событием, которое их всецело характеризует. Что остается? День победы над фашизмом или поляками — что вообще абсурд. Это не созидательные праздники: прошлое нужно помнить, но это не дает порывов к будущему. Победа над Германией скоро перестанет быть актуальной так же, как стала неактуальной победа над поляками или татарами.
Дело в том, что страна и нация — конструкты искусственные. Человеку самому по себе, без воспитания, безразлично, в какой стране он живет, как она называется. Реально своим человек считает достаточно маленькое пространство: дом, соседей, микрорайон, деревню. Он не может представить себе всех, полюбить все 130 миллионов человек. Создание нации — это некоторая мыслительная операция. Соответственно, объединительная сила для нации должна быть неагрессивной, чтобы объединять большое количество людей в течение долгого времени. Неагрессивные силы — это, например, русский язык и природа. Мне бы очень понравилась национальная идеология, основанная именно на этом. «Широка страна моя родная» — в этом и прелесть, и разнообразие, и ни у кого такого нет. Природу любить хорошо, это облагораживает; когда человек видит размеры своей страны, он лучше понимает свое место в этом мире».
Людмила Петрановская семейный психолог |
Александр Каменский историк |