Алексей Левинсон социолог |
«Это очень выгодная стратегия поведения, потому что если ты ругаешь власть, то это хорошо говорит о тебе. Ты человек критически настроенный — это раз; ты не виноват, а виноваты другие, в частности власть, — это два; ты в некотором смысле свободный человек, не боишься сказать о начальстве что-то критическое — это три, и у тебя есть правитель, с которым ты идентифицируешь себя и страну и который безусловно хорош, и это тебя точно так же возвышает — это четыре. То есть ругать министров и хорошо относиться к президенту — это безусловно выигрышная позиция.
По крайней мере так было до недавних пор. До августа 2012 года на вопросы «Левада-центра» о том, кому мы обязаны в первую очередь достижением стабильности, повышением зарплат и пенсий, большинство респондентов отвечали: президенту. А в вопросе, кто несет главную ответственность за недостаточное экономическое развитие страны, обеспечение людей зарплатами и пенсиями и т.д., вина распределялась между кабинетом министров, премьер-министром, Советом Федерации, Думой и проч., а президенту доставалось по мелочи. Однако с августа 2012 года ответственность за все, что считается недостатками развития страны, более половины россиян стали возлагать на президента. Президент перестал быть тефлоновым.
Это фундаментальное изменение отношения общества к власти пока недостаточно оценено. С одной стороны, в таком положении был Николай II, в таком положении был Ельцин — у того и у другого судьба была невеселой. Но с другой стороны, это естественно для любого демократического общества — когда власть отвечает за то, что происходит в стране».
«союз ЦАРЯ с народом, который во всем обвинял бояр, насаждался годами, веками»
Александр Янов историк |
«Это не всегда так. Можно сказать, что народ оправдывает того правителя, который через колено ломает страну, но не навязывает стране Европу. Павел I — народ не винил никого, кроме него самого, и в конце концов его и стукнули табакеркой. Николай I — никаких министров не ругали, исключительно его, императора. О Петре и говорить нечего: «антихрист», «его подменили в стекольне» — вот как в народе говорили (имели в виду «его подменили в Стокгольме»). Иван Грозный, Сталин.
На самом деле коренится это, как сказал бы Ключевский, «в удельном периоде», в структуре княжеского двора. Половину исторического времени России, с X по XV век, государства в общепринятой тогда монархической форме не существовало, вместо него было семейное владение клана Рюриковичей, такое протогосударство. В XII веке князей было 15 — это еще терпимо. В XIII веке их стало 50, в XIV — уже 250 человек. В других странах были короли, императоры, шахиншахи, богдыханы, а у нас — князья. В течение этих пяти столетий иногда появлялись сильные великие князья, которые могли непомерно разросшееся семейство держать в руках. Но таких князей можно сосчитать по пальцам одной руки. Скажем, Владимир Святой пришел к власти, разгромив собственных братьев. Его наследник, Ярослав Мудрый, тоже пришел к власти сходным способом, иначе было просто невозможно: братьев было слишком много.
Главным занятием князя в таких условиях, естественно, была война со своими родственниками. Княжеский двор был государством в миниатюре, причем, что очень важно, рабовладельческим. Это означало, что дворцовые служащие, люди, которые управляли хозяйством князя, были, как правило, холопами, рабами. Крестьяне, пахавшие княжеский домен, тоже главным образом были холопами. Рядом с ними, однако, существовали вольные дружинники и бояре-советники, у которых с князем были договорные отношения. Иначе говоря, если князь вел себя неподобающим образом, они пользовались тем, что называлось «право отъезда», и уезжали к другому князю. Это и было гарантией от произвола власти, «Европой» на Руси. Но по мере того, как отъехать от Москвы становилось некуда или неудобно, власть добивалась независимости, перекладывая вину за произвол на бояр. Холопы ненавидели вольных дружинников и бояр, и князь это чувство культивировал. При Иване Грозном такая модель отношений вообще стала правилом — царь все время апеллировал к народу и духовенству. Так образовался союз власти с народом, который во всем обвинял бояр. И он насаждался годами, веками».
Симон Кордонский социолог |
Александр Каменский историк |
«мысль, что хорош царь, да плох псарь — верна, но обычно для первого периода царствования»
Виктор Живов филолог |
«Это где угодно бывает: вот, у нас замечательный король, а при короле какие-то злые советники. Я не уверен, что у нас это такая уж популярная схема. Про Сталина — другое дело, потому что, когда есть культ монарха или вождя, беды все равно как-то нужно объяснять, и тогда они списываются на его окружение. Это понятное дело. Я не могу сказать, что у меня такое уж частое общение с русским мужиком, но он вполне может и министров всех обругать, и Путина заодно — никакого такого преклонения перед единственным правителем я сейчас, честно говоря, не вижу».
Андрей Зубов историк |
«Вообще, слово «всегда» очень опасно. Не всегда и не только в России. Власть ругают во всем мире. Другое дело, что бывают режимы, при которых власть особо не поругаешь. В сталинское время — попробуй поругай власть. Но в целом люди в любой стране считают, что достойны большего, чем они имеют.
А вот к новому правителю в России действительно относятся с большими ожиданиями, всегда надеются, что будет существенно лучше. И редко, когда становится лучше. Как правило, ничего хорошего не происходит. Поэтому если правитель засиживается, то его начинают ругать так, что мало не покажется. И анекдоты, и недовольство. Так было и с Хрущевым, и с Брежневым, и с Горбачевым, и с Ельциным. Думаю, то же самое ждет Путина и Медведева. На Путина возлагались очень большие надежды у многих людей, у меня в том числе. И постепенно этой надежды оставалось все меньше, потом — кризис, ротации Путин — Медведев, фальсификации на выборах, и вот уже пошел обвал.
Так что мысль, что хорош царь, да плох псарь, — верна, но обычно для первого периода царствования. Поэтому главное для правителя — знать, когда уйти».