Виктор Живов филолог |
Алексей Левинсон социолог |
«Начну с того, что я так не думаю. И многие люди, которые так говорят, тоже не все время так думают. Но пожаловаться на свою жизнь и на Россию — это принято. Для многих это хороший тон.
Вообще, мы бы не знали, плохо у нас или хорошо, грязно на улице или чисто, громко мы кричим на детей или нет, если бы мы жили обществом, состоящим из нас одних и замкнутом в себе. Люди кричат или не кричат на детей в соответствии с некоторыми нормами. Такие нормы, как правило, человек не ощущает, как не ощущает нормы языка, когда он на нем говорит. Только если для него этот язык неродной, он видит, как и что в нем устроено. Либо надо иметь специальную подготовку. Так же и с общественными нормами — или надо быть социологом, чтобы видеть, как они действуют, или, что куда распространенней, иметь внешнюю точку зрения на себя, свое поведение, на проблему воспитания детей и т.п. Наше общество с давних времен вступило в контакт с соседними обществами, в частности с Западной Европой, и таким образом приобрело другую точку зрения на свои внутренние обстоятельства. Грубо говоря, у нас есть два взгляда на себя: взгляд изнутри, согласно которому все годится и мы такие, какие есть, и трудно сказать, хорошо это или плохо; и другой взгляд, внешний, — когда мы пытаемся смотреть на себя глазами тех, кого мы считаем своими соседями, оппонентами, образцом и т.д., и пытаемся понять, почему у нас так, а не как-то еще. Наличие этих двух взглядов и составляет драму русского общества, русской истории и дает богатство нашему взгляду на себя.
Смотреть на себя чужими глазами, как правило, одновременно и весело, и больно. Но ирония, в отличие от юмора, и есть улыбка вместе с болью. Многими этот способ принимается за враждебный — это, дескать, не мы так про себя думаем, а некие враги. Но ведь врагам дела нет до того, кричим мы на своих детей или нет. Мы смотрим на себя вот этим вторым взглядом, и это неприятно тем, кто хочет, чтобы взгляд был только один. Эта двойственность — особенность самой что ни на есть русской души. Попытка освободить ее от одной из половинок — это вивисекция, которая ни к чему не приводит».
Симон Кордонский социолог |
«У нас очень странное представление о стране, в которой мы живем. Заметьте, например, что все дискуссии идут о прошлом. И люди между собой различаются тем, какую точку во времени считают поворотным моментом, когда история скурвилась и пошла не тем путем. Для кого-то это крещение Руси, для кого-то 1861 год, для кого-то — 1917-й, для кого-то — 1937-й или 1991-й. Такая вот политическая жизнь, ориентированная на будущее как воспроизведение хорошего прошлого (до той точки, когда история не туда повернула). И в этом смысле в системе нет будущего, одно настоящее.
У нас проблема и с астрономическим временем — на законодательном уровне с часами определиться не можем. Это только кажется чем-то абсолютно абстрактным, но во многом определяет процессы, которые в стране происходят. Или, скажем, существует такое понятие, как «местная система координат»: это такая систематическая помеха в навигации, ее придумали в советские времена, чтобы враги не могли узнать, где у нас что находится. Вводится она следующим образом: в каждом муниципалитете заводят местную систему координат — точку, которая считается нулем, и коэффициент, который переводит координаты этой точки в реальные физические координаты. Коэффициент секретный. Поэтому если вы хотите, например, привязать дачный участок к местности по спутнику, у вас ничего не получится, так как координаты неверные. Нужно пойти в кадастр, заплатить денежку, за это вам дадут юридически точные координаты. Очень любопытное государство, изучением которого никто не занимается. Вымышленное, расположенное в мифологизированном пространстве и непрерывном настоящем. Иными словами, в безвременье.
Ни социальное время, ни социальное пространство, ни социальная структура у нас никак не рефлектируются. Кто по нынешнему социальному положению ваши родители? Раньше были рабочими, крестьянами или служащими. А теперь кто? Никто однозначно не может ответить, никто не знает своего социального статуса наверняка. То же с пространством: где мы находимся — Европа, Азия, Азиопа? И с исторической эпохой: у нас капитализм, социализм, феодализм, рабство? Тоже никто не знает ответа. А это ведь клиническая симптоматика: когда пациент поступает в больницу, его спрашивают: «Кто ты? Где находишься? Какое время года сейчас?»
Андрей Зубов историк |
«в значительной степени это сводится к тому, что командуют сверху вниз, не имея обратной связи»
Людмила Петрановская семейный психолог |
«Я бы не сказала, что у нас происходит ужас и хаос. По большому счету надо иметь совесть и понимать, что мы живем не в самые ужасные времена, и вообще, почти всю историю нашей страны все было намного хуже. У нас происходит не хаос, а посттравматический синдром, его завершающая стадия. Она приносит депрессию, апатию, бессилие.
Другой вопрос, что у нас, к сожалению, есть факторы ретравматизации — в виде нынешней власти, которая сплошь и рядом бьет по больному. Но она это делает, впрочем, более или менее умеренно, и, в принципе, видно же, что постепенно происходит восстановление социальной ткани. Просто на это требуется много времени и хоть сколько-нибудь приемлемый уровень благополучия — чтобы не сажали, не стреляли на улицах, не было бы голода.
Процессы идут: то же волонтерское движение развивается, те же родители совершенно иначе относятся к детям, у людей начинает формироваться какое-то представление о том, что правильно, что неправильно, о своих правах, интересах. Да и просто новый опыт работает: за 20 лет сменилось поколение, и люди уже элементарно не боятся банков, кредитов, смены работы, поездок за границу — всего того, что было шоком для населения в 1990-е годы. А главное, что нам так нужно было бы сейчас, — это лет десять покоя. Пусть даже без какой-то супердемократии и свобод, но только чтобы они не закатывали все в асфальт».
Александр Мещеряков историк, японист |
Александр Каменский историк |
Борис Успенский филолог |
Владимир Паперный культуролог |
«Как сказал Вячеслав Глазычев, Россия — это большая промежность между Западом и Востоком. Именно поэтому».