Атлас
Войти  

Также по теме

10 московских педагогов, у которых хочется учиться

Новый образовательный стандарт ориентирован на переход от формализма к пониманию процессов и свободе мышления. Сегодня учитель музыки обращается к математическим формулам, на уроках биологии может обсуждаться механизм рождения чувства, а на физкультуре читают лекции об эмпатии. Десять школьных учителей, у которых мы взяли интервью ‒ яркие представители нового формата педагогики, в котором соединяются получение информации и сотворение новых контекстов.

Автор благодарит за поддержку Московский городской методический центр.

  • 94287
Дмитрий Бесполов Дмитрий Бесполов
Владимир Головнер Владимир Головнер
Артур Заруба Артур Заруба
Вита Кириченко Вита Кириченко
Юлия Мукосеева Юлия Мукосеева
Петр Омельяненко Петр Омельяненко
Антон Алексеев Антон Алексеев
Наталия Азова Наталия Азова
Валерий Русов Валерий Русов
Юрий Бобринев Юрий Бобринев

Учитель биологии Валерий Русов вместе с коллегами выявил 
взаимосвязь между строением почки и экологической ситуацией местности

Стены коридора, объединяющего кабинеты биологии школы № 1253,  украшены не картинами, но  авторефератами диссертаций ‒ все это работы бывших учеников заслуженного  учителя РФ, Академика международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, ветерана труда Валерия Русова. Валерий Аркадьевич ‒ улыбчивый, теплый, поэтому редко кто-то из учеников уходит из поля его зрения навсегда.

«Я до сих пор общаюсь даже с самыми первыми своими учениками. Они все давно взрослые люди, у некоторых даже есть внуки. Один из моих первых учеников ‒ доктор наук, биолог, занимает высокий пост в МГУ. Это был сплоченный класс, и мы до сих пор регулярно встречаемся ‒ ходим пиво пить. Я им иногда говорю ‒ ребята, когда мы познакомились, я был ровно вдвое старше вас, а сейчас между нами разница ‒ всего какие-то 11 лет. Мне ведь было двадцать два года, когда я впервые вошел в класс в качестве учителя, а моим ребятам ‒ одиннадцать».

Сейчас в школе 1253 есть специальные медико-биологические классы, программа которых ориентирована на то, чтобы ребята могли спокойно поступить в медицинские ВУЗы, не прибегая к услугам репетиторов. Сложная программа, прекрасно оснащенные лаборатории, возможности вести научно-исследовательскую работу, факультативы, годами собиравшаяся библиотека. Раньше ничего подобного в школе не было ‒ тем не менее, многие из первых учеников Валерия стали именно врачами.

«Была забавная история с одной выпускницей. Она стала фармацевтом, и когда рассказала мне об этом, я очень удивился ‒ мол, с какой же стороны ты к этому подошла. А она ответила: "Прекрасно помню, как вы вызвали меня к доске и спросили о строении ноги. Я ответила, что нога состоит из бедра, голени и стопы. А вы задали дополнительный вопрос ‒ из чего состоит голень? Я подумала и ответила ‒ из малого и большого голенища. И все годы моей дальнейшей учебы вы вызывали меня к доске со словами: а теперь пойдет отвечать крупный специалист по большому и малому голенищу. Поэтому я кроме биологии ничего толком и не учила ‒ боялась еще раз попасть впросак. И когда закончила школу, поняла, что могу поступить только в медицинский, больше никуда"».

Валерий Русов считает, что наглядный материал усваивается лучше текста. Поэтому в школе есть мини-музей ‒ тут и челюсти акулы, и скелет змеи, и бабочки, и растения, и даже человеческий череп. Есть и выставки фотографий, сделанных учениками ‒ например, недавно проводился конкурс на лучший коллаж «Мои домашние питомцы». Кого только ни держат дома современные дети ‒ от хомячков до лошадей.

Важная часть современного стандарта образования ‒ вдохновлять детей на проведение исследовательских проектов. Ученики Валерия Русова защищают свои школьные работы даже на международных конференциях. Например, недавно учениками старших классов под руководством Валерия и его коллег было проведено масштабное исследование по изучению взаимосвязи между экологической ситуацией и строением почки растения.


«Новые дети ‒ это дети города, большинство из них уже не могут отличить лист дуба от листа осины».

«Мы рассматривали почки одного и того же растения в разных местах ‒ в Москве, Подмосковье, Тверской области, других районах. И выяснилось, что в разных экологических условиях у почки может быть разное количество чешуек. Чем грязнее воздух, тем лучше защищается почка. Научная работа вдохновляет. А еще недавно мы готовили с детьми раствор Кнопа ‒ это раствор, который содержит все нужные растениям вещества. И вдруг выяснилось, что в нашем растворе растения развиваются гораздо медленнее, хотя должно быть совсем наоборот. Сейчас ученики проводят аналитическую работу ‒ пытаются определить, что они сделали не так».

Валерий Аркадьевич любит «полевые» исследования и сетует на то, что современные дети оторваны от природы.

«Раньше мы каждые выходные ходили в поход с палатками. Сегодня в Подмосковье уже нет этих мест ‒ все застроено. И новые дети ‒ это дети города, большинство из них уже не могут отличить лист дуба от листа осины. Зато сейчас на уроках столько пространства для фантазии ‒ я могу, например, показать ученикам модель сердца, мы можем вывести на электронную доску любые данные, схемы и фотографии».

Чтобы хоть немного приблизить детей к земле, Валерий ходит с ними на длинные прогулки ‒ особенно любит зимние, на лыжах. Кстати, такое неформальное общение никак не влияет на его учительскую строгость.

«Если кто-нибудь говорит мне, что не подготовил урок, потому что катался со мной на лыжах и устал, я отвечаю ‒ дорогой друг, вот я же подготовился к уроку, хотя точно также катался с тобой на лыжах. Почему я нашел на это время, а ты ‒ нет?»

 
/media/upload/images/advertising/azova.jpg Наталия Азова

/media/upload/images/advertising/bobrinev.jpg Юрий Бобринев







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter