Учитель биологии Валерий Русов вместе с коллегами выявил
взаимосвязь между строением почки и экологической ситуацией местности
Стены коридора, объединяющего кабинеты биологии школы № 1253, украшены не картинами, но авторефератами диссертаций ‒ все это работы бывших учеников заслуженного учителя РФ, Академика международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, ветерана труда Валерия Русова. Валерий Аркадьевич ‒ улыбчивый, теплый, поэтому редко кто-то из учеников уходит из поля его зрения навсегда.
«Я до сих пор общаюсь даже с самыми первыми своими учениками. Они все давно взрослые люди, у некоторых даже есть внуки. Один из моих первых учеников ‒ доктор наук, биолог, занимает высокий пост в МГУ. Это был сплоченный класс, и мы до сих пор регулярно встречаемся ‒ ходим пиво пить. Я им иногда говорю ‒ ребята, когда мы познакомились, я был ровно вдвое старше вас, а сейчас между нами разница ‒ всего какие-то 11 лет. Мне ведь было двадцать два года, когда я впервые вошел в класс в качестве учителя, а моим ребятам ‒ одиннадцать».
Сейчас в школе 1253 есть специальные медико-биологические классы, программа которых ориентирована на то, чтобы ребята могли спокойно поступить в медицинские ВУЗы, не прибегая к услугам репетиторов. Сложная программа, прекрасно оснащенные лаборатории, возможности вести научно-исследовательскую работу, факультативы, годами собиравшаяся библиотека. Раньше ничего подобного в школе не было ‒ тем не менее, многие из первых учеников Валерия стали именно врачами.
«Была забавная история с одной выпускницей. Она стала фармацевтом, и когда рассказала мне об этом, я очень удивился ‒ мол, с какой же стороны ты к этому подошла. А она ответила: "Прекрасно помню, как вы вызвали меня к доске и спросили о строении ноги. Я ответила, что нога состоит из бедра, голени и стопы. А вы задали дополнительный вопрос ‒ из чего состоит голень? Я подумала и ответила ‒ из малого и большого голенища. И все годы моей дальнейшей учебы вы вызывали меня к доске со словами: а теперь пойдет отвечать крупный специалист по большому и малому голенищу. Поэтому я кроме биологии ничего толком и не учила ‒ боялась еще раз попасть впросак. И когда закончила школу, поняла, что могу поступить только в медицинский, больше никуда"».
Валерий Русов считает, что наглядный материал усваивается лучше текста. Поэтому в школе есть мини-музей ‒ тут и челюсти акулы, и скелет змеи, и бабочки, и растения, и даже человеческий череп. Есть и выставки фотографий, сделанных учениками ‒ например, недавно проводился конкурс на лучший коллаж «Мои домашние питомцы». Кого только ни держат дома современные дети ‒ от хомячков до лошадей.
Важная часть современного стандарта образования ‒ вдохновлять детей на проведение исследовательских проектов. Ученики Валерия Русова защищают свои школьные работы даже на международных конференциях. Например, недавно учениками старших классов под руководством Валерия и его коллег было проведено масштабное исследование по изучению взаимосвязи между экологической ситуацией и строением почки растения.
«Новые дети ‒ это дети города, большинство из них уже не могут отличить лист дуба от листа осины».
«Мы рассматривали почки одного и того же растения в разных местах ‒ в Москве, Подмосковье, Тверской области, других районах. И выяснилось, что в разных экологических условиях у почки может быть разное количество чешуек. Чем грязнее воздух, тем лучше защищается почка. Научная работа вдохновляет. А еще недавно мы готовили с детьми раствор Кнопа ‒ это раствор, который содержит все нужные растениям вещества. И вдруг выяснилось, что в нашем растворе растения развиваются гораздо медленнее, хотя должно быть совсем наоборот. Сейчас ученики проводят аналитическую работу ‒ пытаются определить, что они сделали не так».
Валерий Аркадьевич любит «полевые» исследования и сетует на то, что современные дети оторваны от природы.
«Раньше мы каждые выходные ходили в поход с палатками. Сегодня в Подмосковье уже нет этих мест ‒ все застроено. И новые дети ‒ это дети города, большинство из них уже не могут отличить лист дуба от листа осины. Зато сейчас на уроках столько пространства для фантазии ‒ я могу, например, показать ученикам модель сердца, мы можем вывести на электронную доску любые данные, схемы и фотографии».
Чтобы хоть немного приблизить детей к земле, Валерий ходит с ними на длинные прогулки ‒ особенно любит зимние, на лыжах. Кстати, такое неформальное общение никак не влияет на его учительскую строгость.
«Если кто-нибудь говорит мне, что не подготовил урок, потому что катался со мной на лыжах и устал, я отвечаю ‒ дорогой друг, вот я же подготовился к уроку, хотя точно также катался с тобой на лыжах. Почему я нашел на это время, а ты ‒ нет?»