Учитель музыки Артур Заруба считает, что не надо бояться учить детей иначе, чем когда-то учили тебя
Артур Заруба, преподаватель музыки ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа», абсолютный победитель конкурса «Учитель года-1992» (и между прочим, автор гимна этого конкурса), считает, что без классической музыки на земле воцарился бы хаос и носит желтую пластмассовую свирель во внутреннем кармане пиджака. Именно с этой свирели, больше похожей на детскую игрушку, и начинается разговор.
«Это моя фишка, появилась у меня 15 лет назад. Элементарная пластмассовая свирель с шестью отверстиями. У каждого народа есть подобная. Казалось бы ‒ всего шесть отверстий, это скорее игрушка. Но на ней можно сыграть любую мелодию ‒ даже сложное классическое произведение. Всех детей я обязательно обучаю игре. Во всем мире школьников учат играть на блок-флейте, но одного урока музыки в неделю у нас мало, чтобы освоить этот инструмент. Школьникам скучно учить гаммы, а вот когда на их глазах рождается чудо, музыка, когда они понимают, что каждый из них в состоянии сыграть свою любимую мелодию ‒ это так вдохновляет. И они у меня начинают играть с самого первого занятия».
В юности Артур мечтал о большой сцене, а не о карьере педагога. Но так получилось, что 35 лет назад он впервые вошел в школьный класс со словами: «Здравствуйте! Садитесь», и с тех пор не представлял свою жизнь другой. Последние 9 лет Артур Викторович работает в «Ломоносовской школе», а до того учительствовал в сельских школах ‒ в Кировоградской, Самарской и Московской областях. Такая смена декораций в итоге позволила ему соединить два педагогических подхода ‒ интеллектуальный и чувственный ‒ и создать собственную методику обучения.
«Сельские дети гораздо меньше забиты цивилизацией и ближе к корням. С ними выходишь на непосредственный разговор. Я был удивлен, насколько тонко они воспринимают серьезную классическую музыку, насколько здорово откликаются на нее... Ломоносовская же школа ориентирована на интеллект. Моя задача ‒ добиться не просто ощущений, но понимания. Тема моей кандидатской диссертации ‒ «Развитие музыкально-интонационного мышления учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе». Ведь интонация в музыке ‒ это смысл. К сожалению, большинство музыки, которая сейчас вокруг звучит, не имеет смысла. И моя главная педагогическая задача ‒ научить детей слышать этот смысл. Когда я это понял, у меня уже был большой педагогический опыт ‒ десять лет в школе!»
Модернизированная модель образования настаивает на деятельностном подходе ‒ ученик должен быть максимально вовлечен в процесс, не просто зубрить, а творить, думать, что-то создавать. Сейчас в школе Артура Викторовича есть студия звукозаписи ‒ каждый год в ней выпускается диск с творчеством учеников.
«Творчество ‒ это ведь когда ты создаешь то, чего еще не было до тебя. Мне хотелось,чтобы и на моих уроках дети делали для себя открытия».
«Творчество ‒ это ведь когда ты создаешь то, чего еще не было до тебя. Мне хотелось, чтобы и на моих уроках дети делали для себя открытия. И придумал такой интересный метод ‒ я могу сыграть мелодию вокального произведения и спрашиваю: «Ребята, а какие бы могли быть тут слова?». Или наоборот ‒ даю слова классического музыкального произведения и предлагаю ученикам сочинить мелодию. Потом показываю им авторский вариант. И всегда первое, что они говорят: «Наше ‒ лучше!». Я, конечно, не спорю ‒ предлагаю им сначала спеть свое, потом ‒ авторское. И в итоге они всегда приходят к единственному возможному выводу ‒ мол, нет уж, давайте петь авторский вариант. Потому что перешибить автора классической музыки ‒ нереально».
Артур Заруба считает, что вовлекать в понимание процессов следует сызмальства. Он сторонник диалоговой формы обучения, даже когда речь идет о самых маленьких учениках. На открытом уроке для учителей литературы в одном из классов начальной школы Артур Викторович придумал, как наглядно показать рождение понимания. Сыграл детям композицию, а потом весь класс выдвигал версии, о чем эта музыка. Кто главный герой этого произведения? Все пришли к выводу, что это скорее девочка. А где она находится? Видимо, на балу. Какое ее внутреннее состояние? Она волнуется, переживает ‒ вдруг что-то не получится? А была это тема Наташи Ростовой из оперы «Война и мир». Малыши, конечно, не знали ни кто такой Лев Толстой, ни кто такой Сергей Прокофьев ‒ но смогли совершенно верно почувствовать контекст.
«Не надо бояться учить детей иначе, чем когда-то учили тебя. Мир меняется, и современный учитель должен тоже за ним успевать. Должен постоянно развиваться. Мне очень нравится фраза Михаила Барышникова ‒ «Я никогда не хотел танцевать лучше всех. Но я всегда хотел танцевать лучше себя самого». С моей точки зрения, развитие учителя состоит в том, чтобы постоянно поднимать планку. В конце концов, место, где я лучше всего научился петь и играть на фортепьяно ‒ школьный урок. Потому что, например, обучая пению детей, ты постоянно подстраиваешься под них, а это требует определенного уровня мастерства. Начинаешь ‒ а им высоко, и ты вынужден играть ниже. Или наоборот. А каждый ли может так? И я себя тренировал, тренировал каждый день».
У Артура Викторовича много наград и регалий. Он отличник народного просвещения, награжден правительственным знаком общественного признания и медалью имени К.Д. Ушинского, победитель конкурсов «Учитель года» и «Грант Москвы». Но самой важной наградой считает обычное рукописное письмо, которое не так давно подарила ему на День Учителя шестиклассница по имени Ира.
«...Оооо! А та часть урока, когда всем нужно закрыть глаза и сказать правильный ответ ‒ это обычно бывает имя композитора. Так сложно ответить правильно! У К., например, после вопроса «Кто написал неаполитанскую песенку?», в голове происходит такая путаница, что в конце концов с первой парты мы слышим задорный голос, орущий изо всех сил, чтобы уж точно все услышали: «ПУШКИН!» И когда ваш потрясенный взгляд падает на К., он понимает, что сказал что-то не то, прячется под парту и там уже хохочет, вместе со всем классом... Я думаю, что вы ‒ гениальный учитель, ведь так сложно обучать музыке неусидчивых, полных энергии школьников, а у вас это получается так легко!»