Атлас
Войти  

Также по теме

10 московских педагогов, у которых хочется учиться

Новый образовательный стандарт ориентирован на переход от формализма к пониманию процессов и свободе мышления. Сегодня учитель музыки обращается к математическим формулам, на уроках биологии может обсуждаться механизм рождения чувства, а на физкультуре читают лекции об эмпатии. Десять школьных учителей, у которых мы взяли интервью ‒ яркие представители нового формата педагогики, в котором соединяются получение информации и сотворение новых контекстов.

Автор благодарит за поддержку Московский городской методический центр.

  • 94264
Дмитрий Бесполов Дмитрий Бесполов
Владимир Головнер Владимир Головнер
Артур Заруба Артур Заруба
Вита Кириченко Вита Кириченко
Юлия Мукосеева Юлия Мукосеева
Петр Омельяненко Петр Омельяненко
Антон Алексеев Антон Алексеев
Наталия Азова Наталия Азова
Валерий Русов Валерий Русов
Юрий Бобринев Юрий Бобринев


Учитель музыки Артур Заруба считает, что не надо бояться учить детей иначе, чем когда-то учили тебя

Артур Заруба, преподаватель музыки ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа», абсолютный победитель конкурса «Учитель года-1992» (и между прочим, автор гимна этого конкурса), считает, что без классической музыки на земле воцарился бы хаос и носит желтую пластмассовую свирель во внутреннем кармане пиджака. Именно с этой свирели, больше похожей на детскую игрушку, и начинается разговор.

«Это моя фишка, появилась у меня 15 лет назад. Элементарная пластмассовая свирель с шестью отверстиями. У каждого народа есть подобная. Казалось бы ‒ всего шесть отверстий, это скорее игрушка. Но на ней можно сыграть любую мелодию ‒ даже сложное классическое произведение. Всех детей я обязательно обучаю игре. Во всем мире школьников учат играть на блок-флейте, но одного урока музыки в неделю у нас мало, чтобы освоить этот инструмент. Школьникам скучно учить гаммы, а вот когда на их глазах рождается чудо, музыка, когда они понимают, что каждый из них в состоянии сыграть свою любимую мелодию ‒ это так вдохновляет. И они у меня начинают играть с самого первого занятия».

В юности Артур мечтал о большой сцене, а не о карьере педагога. Но так получилось, что 35 лет назад он впервые вошел в школьный класс со словами: «Здравствуйте! Садитесь», и с тех пор не представлял свою жизнь другой. Последние 9 лет Артур Викторович работает в «Ломоносовской школе», а до того учительствовал в сельских школах ‒ в Кировоградской, Самарской и Московской областях. Такая смена декораций в итоге позволила ему соединить два педагогических подхода ‒ интеллектуальный и чувственный ‒ и создать собственную методику обучения.

«Сельские дети гораздо меньше забиты цивилизацией и ближе к корням. С ними выходишь на непосредственный разговор. Я был удивлен, насколько тонко они воспринимают серьезную классическую музыку, насколько здорово откликаются на нее... Ломоносовская же школа ориентирована на интеллект. Моя задача ‒ добиться не просто ощущений, но понимания. Тема моей кандидатской диссертации ‒ «Развитие музыкально-интонационного мышления учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе». Ведь интонация в музыке ‒ это смысл.  К сожалению, большинство музыки, которая сейчас вокруг звучит, не имеет смысла. И моя главная педагогическая задача ‒ научить детей слышать этот смысл. Когда я это понял, у меня уже был большой педагогический опыт ‒ десять лет в школе!»

Модернизированная модель образования настаивает на деятельностном подходе ‒ ученик должен быть максимально вовлечен в процесс, не просто зубрить, а творить, думать, что-то создавать. Сейчас в школе Артура Викторовича есть студия звукозаписи ‒ каждый год в ней выпускается диск с творчеством учеников.


«Творчество ‒ это ведь когда ты создаешь то, чего еще не было до тебя. Мне хотелось,чтобы и на моих уроках дети делали для себя открытия».

«Творчество ‒ это ведь когда ты создаешь то, чего еще не было до тебя. Мне хотелось, чтобы и на моих уроках дети делали для себя открытия. И придумал такой интересный метод ‒ я могу сыграть мелодию вокального произведения и спрашиваю: «Ребята, а какие бы могли быть тут слова?». Или наоборот ‒ даю слова классического музыкального произведения и предлагаю ученикам сочинить мелодию. Потом показываю им авторский вариант. И всегда первое, что они говорят: «Наше ‒ лучше!». Я, конечно, не спорю ‒ предлагаю им сначала спеть свое, потом ‒ авторское. И в итоге они всегда приходят к единственному возможному выводу ‒ мол, нет уж, давайте петь авторский вариант. Потому что перешибить автора классической музыки ‒ нереально».

Артур Заруба считает, что вовлекать в понимание процессов следует сызмальства. Он сторонник диалоговой формы обучения, даже когда речь идет о самых маленьких учениках. На открытом уроке для учителей литературы в одном из классов начальной школы Артур Викторович придумал, как наглядно показать рождение понимания.  Сыграл детям композицию, а потом весь класс выдвигал версии, о чем эта музыка. Кто главный герой этого произведения? Все пришли к выводу, что это скорее девочка. А где она находится? Видимо, на балу. Какое ее внутреннее состояние? Она волнуется, переживает ‒ вдруг что-то не получится? А была это тема Наташи Ростовой из оперы «Война и мир». Малыши, конечно, не знали ни кто такой Лев Толстой, ни кто такой Сергей Прокофьев ‒ но смогли совершенно верно почувствовать контекст.

«Не надо бояться учить детей иначе, чем когда-то учили тебя. Мир меняется, и современный учитель должен тоже за ним успевать. Должен постоянно развиваться. Мне очень нравится фраза Михаила Барышникова ‒ «Я никогда не хотел танцевать лучше всех. Но я всегда хотел танцевать лучше себя самого». С моей точки зрения, развитие учителя состоит в том, чтобы постоянно поднимать планку.  В конце концов, место, где я лучше всего научился петь и играть на фортепьяно ‒ школьный урок. Потому что, например, обучая пению детей, ты постоянно подстраиваешься под них, а это требует определенного уровня мастерства. Начинаешь ‒ а им высоко, и ты вынужден играть ниже. Или наоборот. А каждый ли может так? И я себя тренировал, тренировал каждый день».

У Артура Викторовича много наград и регалий. Он отличник народного просвещения, награжден правительственным знаком общественного признания и медалью имени К.Д. Ушинского, победитель конкурсов «Учитель года» и «Грант Москвы». Но самой важной наградой считает обычное рукописное письмо, которое не так давно подарила ему на День Учителя шестиклассница по имени Ира.

«...Оооо! А та часть урока, когда всем нужно закрыть глаза и сказать правильный ответ ‒ это обычно бывает имя композитора. Так сложно ответить правильно! У К., например, после вопроса «Кто написал неаполитанскую песенку?», в голове происходит такая путаница, что в конце концов с первой парты мы слышим задорный голос, орущий изо всех сил, чтобы уж точно все услышали: «ПУШКИН!» И когда ваш потрясенный взгляд падает на К., он понимает, что сказал что-то не то, прячется под парту и там уже хохочет, вместе со всем классом... Я думаю, что вы ‒ гениальный учитель, ведь так сложно обучать музыке неусидчивых, полных энергии школьников, а у вас это получается так легко!»

 
http://bg.ru/mediatemp/gallery/1/2/9/7/7/660x0.jpg Владимир Головнер

/media/upload/images/advertising/vita.jpg Вита Кириченко







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter