Учитель физики Юрий Бобринев показывает детям, как пластиковая тарелка способна играть джаз
Учитель физики гимназии № 1514, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2009», лауреат гранта Москвы в области образования (2001, 2002, 2003, 2009) Юрий Бобринев в юности мечтал о небе – собирался поступать в летное училище, но в итоге остановился на профессии авиационного инженера-испытателя.
«В какой-то момент я почувствовал внутреннюю потребность разделить с кем-нибудь свое ощущение красоты и гармонии мира. Как раз в это время мне вместе с другими молодыми сотрудниками нашего института предложили поработать в ведомственном пионерском лагере вожатыми. Я был очарован – ведь дети реагируют на мир совсем не так как взрослые. Иногда бывало – летишь ночью, звезды, облака, луна в окне, а все в салоне самолета спят. У детей на такие вещи совсем другая реакция. Я понял, что хочу работать с детьми — так и оказался в школе. И ни разу не пожалел».
Но и сегодня в классе Юрия Владимировича есть самолеты – много самолетов — радиоуправляемые модели, которые он построил в месте со своими учениками. Уроки физики в современной школе – это огромное поле для фантазии. Современная цифровая лаборатория, которой укомплектован кабинет, позволяет проводить интереснейшие эксперименты – на занятиях и факультативах.
«На одном из наших факультативов группа восьмиклассников, изучая свойства конденсаторов, воссоздала Терменвокс, первый электромузыкальный инструмент. Управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук в электромагнитном поле. Для детей это чудо – они видят, как из пустого пространства можно извлечь мелодию. А заодно они познакомились с биографией замечательного советского инженера Льва Термена. »
На факультативе Бобринева ученики построили и пушку Гаусса — электромагнитный ускоритель — с помощью подобного теоретически можно было бы запускать на орбиту легкие спутники, не используя ракету-носитель. Этот проект был представлен на Московской открытой научно-практической конференции «Космический патруль» и удостоился диплома 1 степени. Построили дети и магнитометр (прибор для измерения характеристик магнитного поля Земли), и школьную метеостанцию, автоматический светофор и даже динамик из подручных материалов — простой, из тарелок пластиковых.
Однажды Юрий Бобринев показал ученикам трубку Рубенса – так называемую «огненную трубу», которая демонстрирует связь между звуковыми волнами и давлением газа. В этой трубе есть отверстия, через которые просачиваются языки пламени, и размер их меняется в зависимости от длины волны. Детям так понравилось, что они захотели самостоятельно построить такую – что и было сделано на одном из факультативных занятий.
Но низвести высокие истины в пространство бытовых примеров Юрий Владимирович умел не всегда — первые дни своего учительства он сейчас вспоминает с улыбкой.
«Когда я первый раз увидел содержание школьного курса физики, мне показалось, что он составлен из вполне очевидных вещей. С ним мы справимся быстро. Возник даже страх – что я буду делать с учениками все оставшееся время? Вверенный мне 7-й класс слушал внимательно. Я рассказывал, они понимающе кивали. Дал задание – прочитать параграфы в учебнике – они тоже покивали. На следующем уроке спросил - прочитали? В нашей лаборатории в институте было принято верить друг другу на слово, проверять сказанное – оскорбительно. Вот я и решил не оскорблять своих подопечных… В общем, далеко бы мы ушли, если бы наши опытные педагоги через некоторое время не решили меня самого проверить и не заглянули в детские тетради. Тогда мои иллюзии развеялись.
На мой взгляд, для учителя не достаточно отлично владеть своим предметом. Хороший учитель, прежде всего, понимает и чувствует детей. Да и работа учителя, по большому счету, лежит не в области предмета. Предмет – лишь инструмент, повод для общения и изучения учащихся, да и самого себя.»
«Сложнее и ответственнее, когда дети подходят с серьезными вопросами о человеческих
отношениях».
Новый образовательный стандарт настаивает на том, что школьные предметы надо увязать между собою , создать единое информационное поле, найти между ними взаимосвязь, чтобы дети в первую очередь учились сопоставлять и думать.
«Сейчас у нас есть огромное поле для фантазии. Мы можем запустить в вакуумный шар поток электронов, а потом измерить отношение заряда электрона к массе. Мы можем исследовать быстрые процессы. Но больше всего мне нравятся наглядные проекты по волновым процессам – это позволяет объединить, казалось бы, несочетаемые предметы, завязать физику с музыкой и математикой. В музыкальной школе, например, учат только играть, а такое понятие, как «квинта» используют чисто терминологически. А ведь это пришло из пифагоровой школы, и первые музыкальные консонансы были сформулированы именно Пифагором. Дети учатся видеть физику в музыке и наоборот. А потом, в музыкальной школе, они уже не просто играют, а понимают, почему струна, зажатая посередине, дает звук на октаву выше».
Многие ученики Юрия Бобринева собираются заниматься физикой профессионально. Программа, по которой преподает Юрий Владимирович, ориентирована на то, чтобы выпускники могли спокойно, не прибегая к услугам репетиторов поступить и в МГУ, и в МГТУ им. Баумана. Некоторые ученики, самые увлеченные, иногда даже ставят Юрия Владимировича в тупик своими вопросами.
«Бывает, кто-то увлекается серьезно, уходит в глубокую физику и погружается в разделы, в которых мне трудно сориентироваться. Бывает, подходит ученик, задает вопрос, а я с ходу ответить не могу. Досадно, конечно, но, если честно, самое сложное — не это. Сложнее и ответственнее, когда дети подходят с серьезными вопросами о человеческих отношениях. И получить от ребят право отвечать на такой вопрос – дорогого стоит!».