Атлас
Войти  

Также по теме

10 московских педагогов, у которых хочется учиться

Новый образовательный стандарт ориентирован на переход от формализма к пониманию процессов и свободе мышления. Сегодня учитель музыки обращается к математическим формулам, на уроках биологии может обсуждаться механизм рождения чувства, а на физкультуре читают лекции об эмпатии. Десять школьных учителей, у которых мы взяли интервью ‒ яркие представители нового формата педагогики, в котором соединяются получение информации и сотворение новых контекстов.

Автор благодарит за поддержку Московский городской методический центр.

  • 94262
Дмитрий Бесполов Дмитрий Бесполов
Владимир Головнер Владимир Головнер
Артур Заруба Артур Заруба
Вита Кириченко Вита Кириченко
Юлия Мукосеева Юлия Мукосеева
Петр Омельяненко Петр Омельяненко
Антон Алексеев Антон Алексеев
Наталия Азова Наталия Азова
Валерий Русов Валерий Русов
Юрий Бобринев Юрий Бобринев


Учитель истории Антон Алексеев может найти ошибки почти в любом историческом сериале

Антон Алексеев, лауреат конкурса «Учитель года Москвы», учитель истории и директор школы № 1241, любит искать ошибки в исторических сериалах, а по вечерам ставит своим ученикам лайки в социальных сетях.

«Я никогда не думал, что буду учителем, хотя с юности собирался заниматься именно историей. Собственно, когда встал вопрос о приобретении специальности,  у меня был выбор между историей и рязанским десантным училищем. Да, это были восьмидесятые, и я был романтиком. Хотя  попасть под обаяние истории не сложно – в истории вдохновляет всё: события, яркие личности, кипение страстей, да и сама логика исторических процессов. Большую роль, конечно, играет личность учителя. У меня самого  был потрясающий учитель истории. Совпадение двух обаяний – предмета и человека – и получилось, что история стала играть одну из доминирующих ролей в процессе выбора. И вот я оказался здесь».

Чтобы дети поняли, в чем обаяние истории и смогли связать множество кусочков информации в единый гармоничный паззл, Антон Григорьевич часто обращается к художественным произведениям – историческим фильмам и книгам.

«Например, у нас бытовала несколько стереотипная и примитивная оценка личности Павла I, от которой сейчас, к счастью, отходят всё дальше – как императора прямолинейного и даже недалекого, который истреблял все суворовское («хорошее») и насаждал все прусское («плохое»). Вместо лихих суворовских атак, всех этих «пуля – дура,  штык – молодец», пришли шагистика и нескончаемые плац-парады.

Был прекрасный довоенный советский фильм «Суворов», в котором показан  император, прослезившийся от умиления при виде полков, марширующих по дворцовой площади под флейту и барабан. А есть не менее великолепный современный фильм «Патриот», где под те же самые флейту и барабан показаны другие войска, марширующие уже не на параде, а на поле боя, находящемся на другом континенте. «Вернувшись» в Россию мы видим, что «павловская муштра» является подготовкой к ведению «линейного» боя и понимаем, что, казалось бы, «бессмысленный» плац-парад, на самом деле, готовит войска к слаженным действиям на поле боя. Мы можем сопоставить две эти сцены и, создав наглядный видеоряд,  ответить на вопрос о целях и о причинах «павловской муштры»: Суворов, ориентированный на борьбу с Османской империей, использовал одну тактику, а Павел, сменивший внешнеполитические ориентиры, начал готовить армию к боям с другими противниками».

Иногда Антон Григорьевич дает задание – посмотреть какой-нибудь фильм или фрагмент сериала и найти как можно больше исторических несоответствий. Ученики воспринимают такие научные детективные расследования на ура. Например, в фильме «Золотой век» героине в 1585 году был подарен портрет сватающегося к ней Ивана IV. Во-первых, он скончался  за год до событий, происходящих на экране, а во-вторых, подаренный портрет был написан В.М. Васнецовым в 1897 году».

Сделать историю чувственной и близкой к пониманию, совместить научную и художественную картины – один из фирменных педагогических приемов Антона Алексеева.

В подготовке своих уроков Антон Григорьевич ориентируется и на меняющийся мир, и на новые потребности современного школьника.


«Попасть под обаяние истории не сложно – в истории вдохновляет всё: события, яркие личности, кипение страстей, да и сама логика исторических процессов».

«Сегодняшний ребенок и ребенок восьмидесятых по-разному узнавали и обрабатывали информацию. Сегодняшние дети почти не задают дополнительных вопросов, потому что всю информацию при желании можно найти в сети. Поэтому одной из важнейших своих задач я вижу не только преподавание предмета, но и обучение правильной работе с разнообразной информацией. Важно ведь научить человека правильно сформулировать и задать вопрос, а потом найти необходимый ответ из множества вариантов, предложенных той или иной поисковой системой».

Антон Алексеев и сам проводит в сети много времени — уже много лет у него есть аккаунты почти во всех социальных сетях.

«Мне кажется, дети сейчас стали более одинокими. У нас было больше живого общения. У нас было 2-3 реальных друга, а не 200-300 виртуальных «друзей».  У нас не было «котэ» и тамагочи. Сейчас источников информации стало несоизмеримо больше, существенно расширились её каналы. Нетрудно потерять ориентир в этом потоке, поэтому мы и учим детей работе с информацией. Однако учитель не должен становиться «пастухом» для своих учеников. Но он должен научить их принимать ответственное решение, делать выбор и осознавать свою ответственность за него».

В «друзья» в социальных сетях Антон Григорьевич добавляет всех желающих учеников. Им это отчасти льстит – ведь сам директор школы читает их ленту, ставит лайки, комментирует их мысли.

«Я не бессловесный читатель, но и личное пространство стараюсь не нарушать. И перед тем, как кого-нибудь «зафрендить», предупреждаю:  входя в это пространство, вы становитесь прозрачными абсолютно для всех, в том числе и для директора. Уверены ли вы, что готовы к этому? С другой стороны, социальные сети – это удобно. Например, я точно знаю, когда мои ученики ложатся спать. И, если вижу, что они припозднились, могу по рассылке всему классу написать: «Спокойной ночи! Первый урок начинается в 8:30, хотелось бы видеть вас свежими и отдохнувшими. И сразу видно, как они выходят из сети...

 
/media/upload/images/advertising/omel.jpg Петр Омельяненко

/media/upload/images/advertising/azova.jpg Наталия Азова







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter