Учитель истории Антон Алексеев может найти ошибки почти в любом историческом сериале
Антон Алексеев, лауреат конкурса «Учитель года Москвы», учитель истории и директор школы № 1241, любит искать ошибки в исторических сериалах, а по вечерам ставит своим ученикам лайки в социальных сетях.
«Я никогда не думал, что буду учителем, хотя с юности собирался заниматься именно историей. Собственно, когда встал вопрос о приобретении специальности, у меня был выбор между историей и рязанским десантным училищем. Да, это были восьмидесятые, и я был романтиком. Хотя попасть под обаяние истории не сложно – в истории вдохновляет всё: события, яркие личности, кипение страстей, да и сама логика исторических процессов. Большую роль, конечно, играет личность учителя. У меня самого был потрясающий учитель истории. Совпадение двух обаяний – предмета и человека – и получилось, что история стала играть одну из доминирующих ролей в процессе выбора. И вот я оказался здесь».
Чтобы дети поняли, в чем обаяние истории и смогли связать множество кусочков информации в единый гармоничный паззл, Антон Григорьевич часто обращается к художественным произведениям – историческим фильмам и книгам.
«Например, у нас бытовала несколько стереотипная и примитивная оценка личности Павла I, от которой сейчас, к счастью, отходят всё дальше – как императора прямолинейного и даже недалекого, который истреблял все суворовское («хорошее») и насаждал все прусское («плохое»). Вместо лихих суворовских атак, всех этих «пуля – дура, штык – молодец», пришли шагистика и нескончаемые плац-парады.
Был прекрасный довоенный советский фильм «Суворов», в котором показан император, прослезившийся от умиления при виде полков, марширующих по дворцовой площади под флейту и барабан. А есть не менее великолепный современный фильм «Патриот», где под те же самые флейту и барабан показаны другие войска, марширующие уже не на параде, а на поле боя, находящемся на другом континенте. «Вернувшись» в Россию мы видим, что «павловская муштра» является подготовкой к ведению «линейного» боя и понимаем, что, казалось бы, «бессмысленный» плац-парад, на самом деле, готовит войска к слаженным действиям на поле боя. Мы можем сопоставить две эти сцены и, создав наглядный видеоряд, ответить на вопрос о целях и о причинах «павловской муштры»: Суворов, ориентированный на борьбу с Османской империей, использовал одну тактику, а Павел, сменивший внешнеполитические ориентиры, начал готовить армию к боям с другими противниками».
Иногда Антон Григорьевич дает задание – посмотреть какой-нибудь фильм или фрагмент сериала и найти как можно больше исторических несоответствий. Ученики воспринимают такие научные детективные расследования на ура. Например, в фильме «Золотой век» героине в 1585 году был подарен портрет сватающегося к ней Ивана IV. Во-первых, он скончался за год до событий, происходящих на экране, а во-вторых, подаренный портрет был написан В.М. Васнецовым в 1897 году».
Сделать историю чувственной и близкой к пониманию, совместить научную и художественную картины – один из фирменных педагогических приемов Антона Алексеева.
В подготовке своих уроков Антон Григорьевич ориентируется и на меняющийся мир, и на новые потребности современного школьника.
«Попасть под обаяние истории не сложно – в истории вдохновляет всё: события, яркие личности, кипение страстей, да и сама логика исторических процессов».
«Сегодняшний ребенок и ребенок восьмидесятых по-разному узнавали и обрабатывали информацию. Сегодняшние дети почти не задают дополнительных вопросов, потому что всю информацию при желании можно найти в сети. Поэтому одной из важнейших своих задач я вижу не только преподавание предмета, но и обучение правильной работе с разнообразной информацией. Важно ведь научить человека правильно сформулировать и задать вопрос, а потом найти необходимый ответ из множества вариантов, предложенных той или иной поисковой системой».
Антон Алексеев и сам проводит в сети много времени — уже много лет у него есть аккаунты почти во всех социальных сетях.
«Мне кажется, дети сейчас стали более одинокими. У нас было больше живого общения. У нас было 2-3 реальных друга, а не 200-300 виртуальных «друзей». У нас не было «котэ» и тамагочи. Сейчас источников информации стало несоизмеримо больше, существенно расширились её каналы. Нетрудно потерять ориентир в этом потоке, поэтому мы и учим детей работе с информацией. Однако учитель не должен становиться «пастухом» для своих учеников. Но он должен научить их принимать ответственное решение, делать выбор и осознавать свою ответственность за него».
В «друзья» в социальных сетях Антон Григорьевич добавляет всех желающих учеников. Им это отчасти льстит – ведь сам директор школы читает их ленту, ставит лайки, комментирует их мысли.
«Я не бессловесный читатель, но и личное пространство стараюсь не нарушать. И перед тем, как кого-нибудь «зафрендить», предупреждаю: входя в это пространство, вы становитесь прозрачными абсолютно для всех, в том числе и для директора. Уверены ли вы, что готовы к этому? С другой стороны, социальные сети – это удобно. Например, я точно знаю, когда мои ученики ложатся спать. И, если вижу, что они припозднились, могу по рассылке всему классу написать: «Спокойной ночи! Первый урок начинается в 8:30, хотелось бы видеть вас свежими и отдохнувшими. И сразу видно, как они выходят из сети...