Учитель английского языка Юлия Мукосеева объясняет правила грамматики в форме игры в магическую школу
Лауреат конкурса «Учитель года Москвы», учитель английского языка школы «Карьера» Юлия Мукосеева любит йогу, рок и высказывание Корнея Чуковского: «Культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта».
Путь Юлии в школу был непростым, хотя с самого начала она видела себя именно в преподавании.
«Прекрасно помню свой самый первый учительский день. Я начинала работать в детском саду, еще студенткой второго курса. Вечером я пришла домой, села и зарыдала. Папа меня спросил, в чем дело. А я ответила: я никогда не стану учителем, потому что с детьми работать невозможно. Я так старалась, готовилась, придумала какие-то стишки, написала карточки. А дети расползлись по разным углам. Но впоследствии все оказалось не так страшно. И даже не нужно придумывать миллион разных подходов. Если ты сам горишь ‒ ученики это чувствуют, верят тебе и начинают гореть тоже».
После института Юлия осталась преподавать в высшей школе, потом доросла до высокого поста в известной языковой школе, которая занималась обучением корпоративных клиентов. У нее были и блестящая карьера, и высокая зарплата, только вот вдохновения — не было. Все решил случай ‒ к сожалению, трагический.
«Однажды зимой мы поехали кататься на тюбингах ‒ это такие надувные санки. И вот мой тюбинг сдулся подо мною, я получила очень серьезную травму позвоночника. Но первое, о чем я подумала ‒ ура, завтра на работу не идти. И после восстановления я решила найти работу, которую всем сердцем полюблю. Так и пришла в школу. Мне сразу дали 11 класс. Ученики попросили меня рассказать о себе. А когда я рассказала про свои достижения, с сомнением посмотрели на меня и спросили: а что же вы, такая успешная, и в школу пришли работать? Я ответила: неужели вы хотите, чтобы вас учили неудачники?
Взрослые приходят к тебе только за знанием ‒ у них уже сложившаяся картина мира. А школа ‒ это сама жизнь. Тут и первая любовь, и дружба, и победы, и поражения. Это другой уровень взаимодействия. Учителей многие считают слегка чокнутыми, и отчасти это правда. Учителя живут жизнью школы и своих детей. Я очень долго училась не рассказывать дома, за ужином, про Сережу или Петю ‒ как круто они у меня сегодня ответили, или про то, как Маша в кого-то влюбилась».
В итоге в школе «Карьера» Юлия Мукосеева работает уже двенадцать лет. Ее считают строгим учителем. Юлия никогда не ставит оценки за работу на уроке ‒ только за контрольные и тесты, потому что убеждена, что оцениваться должны некие пройденные вехи, будничная работа же ‒ это нечто очевидное, и странно ждать за это поощрения. Сегодня получить ее пятерку не так просто.
«Для меня важно в первую очередь вдохновить детей, научить их думать».
«Когда я пришла в школу, мне очень хотелось быть любимой детьми. Наверное, это нормальное учительское желание. Но перед глазами был пример коллеги ‒ она ставила двойки, задавала неимоверных размеров домашнее задание, но дети ее любили. А мне поначалу хотелось быть хорошей, отметочку повыше поставить, но потом я поняла, что дети любят тебя вовсе не за пятерки. А за то, что ты готов их понимать и с ними общаться».
В последние годы подход к преподаванию английского языка очень сильно изменился. Изменился контроль качества ‒ если раньше экзамен сводился преимущественно к рассказу одной из множества заранее подготовленных тем, то ЕГЭ требует в первую очередь понимания ‒ нужно понимать грамматическую и логическую структуру текста. Поэтому пришлось поменять и всю систему преподавания.
«Для меня важно в первую очередь вдохновить детей, научить их думать. Есть у меня свои «фишки». Например, один раз в неделю мы играем в настольные ролевые игры. Там очень сложная система ‒ мы с учениками разрабатывали и совершенствовали ее целый год. И сегодня игра позволяет не только повысить мотивацию, но и решить конкретные педагогические задачи. Дети настолько погружаются в игровую среду, что даже забывают, что говорят не на своем языке и попутно усваивают огромное количество лексики. Как можно сделать так, чтобы ребенок сел и вдохновенно сделал 10 упражнений с каким-нибудь, например, пассивом? А в игре у нас есть момент, что участник может получить дополнительную способность, сходив в магическую школу и выполнив там какие-то задания. И они начинают так вдохновенно делать эти 10 упражнений, да еще и волнуются ‒ как бы не допустить ошибку. В итоге во время такой короткой игры они успевают сделать больше упражнений, чем иногда за весь урок».
А еще Юлия считает, что для учителя очень важно постоянно учиться самому. Ведь язык ‒ это постоянно меняющаяся система.
«С каждым днем работы с языком я очаровываюсь своим предметом все больше и больше. Чем больше удивительного ты знаешь о языке, тем глубже хочется копать... Иногда входишь в класс и говоришь: «Дети! Я вам сейчас ТАКОЕ расскажу!». И начинаешь, вроде бы, о какой-то банальной грамматике, но у тебя самой дыхание захватывает от того, насколько же это круто, и ощущение передается детям. В этом, наверное, и есть смысл того, что я делаю».