Учитель химии Наталия Азова однажды продемонстрировала на уроке эксперимент, который вдохновил детей примерить на себя роль Остапа Бендера
Заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования, учитель химии с двадцатилетним стажем работы в медико-биологических классах Наталия Азова пришла в профессию благодаря когда-то полученной двойке.
Наталия Львовна выросла в «медицинской» семье и не видела для себя иных альтернатив, кроме как стать врачом. Но на вступительных экзаменах в Первый московский медицинский институт получила двойку по химии, что привело ее, отличницу и олимпиадницу, в шоковое состояние.
«После этого провала мне уже было все равно, куда поступать. Родители уговорили пойти в Педагогический, на биолого-химический факультет, где нужно было сдавать те же самые экзамены. Я поступила, но становиться учителем не собиралась – надеялась все-таки найти себе применение в области медицины. Однако на последнем курсе у нас начался предмет «Методика преподавания химии». Вел его Сурин Юрий Васильевич, величайший педагог и методист. Я пришла на первую лекцию, и с первых же его слов поняла, что хочу заниматься тем, что делает сейчас он – настолько профессионально и качественно было построено занятие. С тех пор я ни разу не пожалела, что не поступила в медицинский. Ирония судьбы – спустя много лет, когда была уже успешным опытным учителем, меня пригласили работать в профильный класс именно при Первом медицинском, где я когда-то получила ту самую двойку. И когда мои ученики начали получать на вступительных экзаменах по химии пятерки, у меня было чувство, что это и мои пятерки. Вот так я, наконец, преодолела психологическую травму давних лет, и это было неповторимое состояние».
О своих первых школьных днях Наталия Львовна вспоминает с улыбкой. Всякое случалось – например, однажды ей пришлось против своей воли угостить весь класс мороженым. Это был своеобразный результат одного химического эксперимента.
«В восьмом классе дети изучают реакцию замещения – взаимодействие железа с раствором сульфата меди. Для этого мы берем железную скрепку, подвешиваем на нитку, опускаем в раствор, и на ее поверхности оседает медь. Мы опускаем серебристую скрепку, а вынимаем – красную. Детям это очень нравится. А есть еще более эффектная на эту тему реакция. Сейчас мы ее не проводим, потому что в школьной лаборатории запрещено держать растворы солей ртути. Но когда-то они были в перечне разрешенных реактивов. И вот с нитратом ртути мы проводили зрелищный опыт – медные монеты, которые были тогда в ходу, опускали в раствор соли ртути и вынимали серебряные. Монеты становились новенькими и блестящими, как будто только с монетного двора. А ведь трехкопеечная монета была похожа на двадцатикопеечную – только цвет разный. И вот я показала опыт, и все дети начали вынимать монетки и просить, чтобы я их посеребрила. Я была начинающим учителем, и такая реакция привела меня в восторг. Я думала – ну какие же продвинутые мне достались дети. Сейчас, наверное, принесут монетки домой, будут рассказывать родителям об эксперименте. А на следующий день ко мне прибежал разъяренный продавец из киоска с мороженым, который находился по соседству со школой. А тогда был стаканчик вафельный как раз за 20 копеек. Дети быстро смекнули, как можно использовать результат эксперимента себе на пользу. Пошли и купили мороженое. Мне пришлось отдать продавцу свою зарплату».
«У меня сейчас новый виток понимания проектной деятельности. К руководству проектов я привлекаю бывших учеников».
В последние годы подход к преподаванию химии претерпел трансформацию – современные школьные лаборатории оснащены так, что дети имеют возможность заниматься практической, а не «бумажной» химией на качественно новом уровне. Наталия Львовна поддерживает такой подход. И даже старается не злоупотреблять вошедшими в моду видеоуроками – когда детям показывают на экране прекрасно проведенные и отснятые опыты.
«Важно, чтобы дети знали и как пахнет вещество, и как его хранить, и чем оно может быть опасно. Видеоуроки им тоже нравятся, но это все равно что смотреть по телевизору чемпионат по фигурному катанию, а потом надеяться, что ты выйдешь на лед и сделаешь все в точности так. На наших уроках много практики. Например, многие мои ученики интересуются фармацевтической химией, и в рамках предмета «Индивидуальный проект» работают с настоящими лекарствами, занимаются их химическим анализом – смотрят, как они себя ведут в разных средах, пытаются предсказать побочные эффекты, которые могут оказать изучаемые препараты на организм человека. На уроках мы с детьми готовим и так называемые имитирующие растворы – растворы, которые по химическому составу имитируют кровь, мочу, желудочный сок. Иногда бывает, что эксперименты, которые изначально ставились в рамках отдельных проектов, становятся частью нашей обязательной учебной программы. Например, вместе с ребятами мы получаем лимонную кислоту, воссоздавая промышленный способ ее производства. Лимонную кислоту синтезирует определенный грибок и сначала мы его выращиваем, потом ему засыпаем сахар, следим за его поведением, изучаем, как накапливается кислота. Эта работа дает возможность познакомиться с использованием биотехнологических процессов в промышленности».
Наталия Львовна считает, что и исследовательские проекты, которые защищают ее ученики, не должны быть оторваны от жизни.
«У меня сейчас новый виток понимания проектной деятельности. К руководству проектов я привлекаю бывших учеников. Это ученые, ведущие научные сотрудники крупнейших медико-биологических и фармацевтических центров Москвы. Школьники имеют возможность освоить уникальные методики, научиться работать, используя новые технологии, приборы и оборудование последнего поколения. Они могут осознанно выбрать профессию. Вот именно это меня вдохновляет – когда то, чем мы занимаемся в рамках моего предмета, помогает определиться в жизни».