Учитель обществознания Петр Омельяненко придумывает тексты контрольных работ на батуте
Финалист конкурса «Учитель года Москвы», автор курса «Парламентские дебаты» и учитель обществознания школы №1241 Петр Омельяненко считает, что научить детей логически мыслить, искать и анализировать материал не менее важно, чем преподать любой из школьных предметов. И это неудивительно, ведь одно из главных увлечений Петра Омельяненко ‒ теория аргументации и работа с содержанием понятий. Еще студентом он принимал участие в клубе дебатов, а став учителем, организовал такой клуб для своих учеников.
«Вообще-то я не собирался становиться учителем. Прийти в школу ‒ это был мой личный вызов. Для меня было важно понять, что я могу делать и это тоже. Удерживать внимание таких разных детей, быть интересным и понятным. Я понял, насколько мне это близко, только через несколько лет после начала работы. Первая эмоция от работы ‒ удивление. Почему-то я ожидал конфронтации ‒ что мне придется себя как-то поставить, завоевать авторитет. А выяснилось, что ученикам интереснее задавать вопросы по предмету, чем проверять молодого педагога на прочность. Это было первым открытием профессии».
Петр Омельяненко считает, что он скорее не заинтересовывает, а провоцирует своих учеников. Вызов ‒ верный способ вдохновить подростков на поднятие планки. Однако быть провокатором не очень легко, особенно если на протяжении нескольких лет ведешь один и тот же класс.
«Все твои фишечки уже им известны. Я стараюсь не повторяться. И дело не только в поиске новых тем. Учитель играет пространством, голосом. В последние годы провоцировать стало легче ‒ в каждом классе появилась интерактивная доска. Теперь можно начать урок, показав, например, какую-нибудь картину и задав вопрос: как вы думаете, почему я ее выбрал, о чем мы будем сейчас говорить? Это мгновенно включает весь класс в общую работу».
Петр Андреевич ‒ один из тех редких педагогов, которые не запрещают своим ученикам пользоваться гаджетами во время уроков. На уроке обществознания работают в том числе и с быстро меняющейся информацией ‒ интернет для этого необходим.
«Мы можем учиться не только по учебникам, а использовать более живой материал. Узнать курс валют или какие-то вопросы, связанные с актуальной политической ситуацией. В работе я также активно использую социальные сети. Пусть теперь есть электронный журнал, но работать в привычном пространстве соцсетей детям удобнее. Они в любом случае каждое утро, едва проснувшись, заходят во «ВКонтакте». А там моргает мое сообщение ‒ всем же интересно узнать, что тебе написали».
Петр Омельяненко считает, что альтернативные методы подачи информации способствуют лучшему ее усвоению. Это соответствует и принципам новой образовательной модели, ориентированный на творческое осмысление, а не запоминание.
«В последние годы провоцировать стало легче ‒ в каждом классе появилась интерактивная доска».
«Однажды мой ученик вышел к доске, чтобы прочитать доклад. И сразу же объявил, что вместо доклада он лучше в реальном времени нарисует комикс о Диогене. Все были заинтригованы, выступление прошло на ура, информация была усвоена. В рамках подготовки к ЕГЭ мы пишем эссе ‒ как правило, это аргументированное мнение ученика по проблеме, поднятой в каком-нибудь афоризме. Но детям надоело реагировать на одни только афоризмы даже быстрее, чем мне. И они стали предлагать писать эссе, например, по мультику «Адажио» Гарри Бардина. Подобные идеи рождаются в процессе взаимодействия с детьми. Их живая реакция, готовность работать и что-то новое придумывать ‒ отлично мотивирует».
Большинство контрольных работ Петр Омельяненко придумывает сам ‒ ему важно, чтобы дети продемонстрировали скорее не знание, а навыки работы с предметным содержанием.
«Ученики сначала фыркают. Все же тесты есть в интернете ‒ легко заранее подсмотреть и подготовиться. А тут ‒ неожиданность. Но потом включаются в работу — я же стараюсь придумать все так, чтобы им было интересно. Вообще в работе учителя очень большую роль играет вдохновение и умение быстро подстраиваться под обстоятельства. Когда-то, в самые первые годы работы, я пытался заниматься тайм-менеджментом, но в школе это невозможно. Потому что врываются дети и начинают все рушить. Нельзя провести два абсолютно одинаковых урока. Потому что у них есть вопросы, и если ты на них не ответишь, то атмосфера разрушится».
По мнению Петра Андреевича, педагогика ‒ это, во-первых, вечный процесс познания, а, во-вторых, ‒ обмен энергией.
«Буквально вчера был случай. У меня намечался сложный день ‒ восемь уроков подряд. Прихожу в школу, а мне кто-то говорит: «Петр Андреевич, а что ты такой счастливый?» А я ведь по-другому не выдержу эти восемь уроков. С этим настроением уроки всегда получаются, это настроение передается и ученикам. Ведь мы на 45 минут становимся единым коллективом, работающим на общую цель ‒ только так возможен успешный урок».
В свободное от работы время Петр Омельяненко занимается спортом ‒ сноуборд, велосипед и недавно открытая им маленькая радость ‒ батут.
«Это потрясающая штука. Правда проблема в том, что и на батуте я продолжаю обдумывать уроки. Хотя мой тренер говорит, что надо как раз отключить мышление, чтобы был спортивный прогресс».