Учитель химии Владимир Головнер уверен, что его предмет – это способ познания тонких взаимосвязей мира
Учитель химии школы № 1259, лауреат конкурса «Учитель года Москвы», лауреат Премии мэра Москвы и почетный работник образования Владимир Головнер считает, что его предмет ‒ один из каналов связи, с помощью которого можно развить личность и увидеть мир цельным.
Владимир всю жизнь работает в одной школе. В 87 году он решил, что разработка микроэлектронной начинки для подводных лодок, которой он успешно занимался 4 года после окончания Менделеевки ‒ не дело его жизни, и что сердце зовет его работать с детьми.
«Самым трудным было найти верный тон общения. С одной стороны, это должен быть тон взрослого авторитетного человека, с другой ‒ нельзя возводить между собою и учениками стену. Это очень тонкая грань. Молодых учителей всегда испытывают ‒ и для меня тоже первый год работы был испытанием. Однажды вот какой случай был ‒ веду урок, и вдруг весь класс встает и молча стоит. Я заволновался, стал у ребят спрашивать ‒ как мне себя правильно вести. Но никто ничего не говорил ‒ они просто молча стояли и все. Потом также молча сели, и я невозмутимо продолжил занятие. Потом оказалось, что это была коллективная акция ‒ протест против нового устава школы, который еще в советское время был внедрен. К таким ситуациям надо быть готовым каждую минуту».
Владимир не только к жизни в целом, но и к химии в частности относится философски ‒ при разработке темы каждого урока апеллирует к более широким категориям, чем непосредственно его предмет. Например, к объяснению строения молекулы метана он подходит через рассмотрение симметрии крыльев бабочки, а динамическую модель синтеза воды привязывает к философии взаимосвязи времени и пространства. Впрочем, такой подход вписывается и в новые стандарты образования. Если в советское время приоритетной целью школьного обучения было воспитание, то сейчас ‒ развитие личности. То есть каждый учитель средствами своего предмета должен расширить ученикам кругозор.
«Почему замерзает вода, летают птицы, рождаются и умирают люди ‒ ведь все это подвластно единым законам».
«Химия ‒ это способ видения мира. Лично у меня целостная картина сложилась именно на основе химического знания. Например, в разделе химии «термодинамика» объясняется почему происходят те или иные процессы, которые нас окружают. Почему замерзает вода, летают птицы, рождаются и умирают люди ‒ ведь все это подвластно единым законам. Даже общественные явления тоже подчиняются этим законам. Я пытаюсь говорить об этом с учениками, ставлю такой стандарт. В старших классах мы уже выходим на межпредметные вещи ‒ показываем, что законы природы едины. Например, теория этногенеза Льва Гумилева ‒ очень термодинамична. Хоть по образованию он был и историком, но интуитивно пришел к термодинамике».
Владимир проводит в школе большую часть дня ‒ помимо своего предмета он руководит изданием школьной газеты «Контакт», которая много лет подряд побеждала на всероссийском конкурсе школьных СМИ.
И даже каникулы проводит вместе со своими учениками ‒ ведь он еще и является руководителем общественного движения «Учитель года», объединяющего многих педагогов, которые когда-либо участвовали в конкурсе. В рамках этого проекта существует, например, летняя школа «Учитель года» ‒ формируется огромный, на несколько сотен человек, экологический лагерь, в котором учителя делятся своими наработками, а ученики проводят исследовательские проекты.
«Ближайшим летом мы поедем в Пермский край, в дикую местность. Это сложная задача ‒ на местности, где нет инфраструктуры, создать научный лагерь, в котором работали бы компьютеры, проекторы, лаборатории. В программе участвует двадцать пять регионов. Получается странно ‒ вроде бы, и каникулы, а опять школа. Но учеба построена так интересно, что у нас очень большой наплыв желающих и строгий конкурсный отбор».
Владимир Нодарович считает, что заинтересовать ученика не так трудно ‒ достаточно приблизить те вещи, которые могут показаться абстрактными, к бытовой жизни.
«Одно дело ‒ слить два раствора в пробирке ‒ цвет поменялся, пузырьки газа образовались. Красиво, спецэффект, но это не имеет отношения к личностному опыту. И совсем другое дело ‒ соотнести тему урока с жизненными ситуациями. Мы, например, исследуем продукты питания ‒ измеряем качество молока, выделяем из него жиры, белки и углеводы, делим на компоненты. Так получилось, что современный ученик несколько оторван от контекста мирового производства. Мы живем в обществе потребления ‒ не производим, а просто покупаем вещи. И часто не имеем представления, как они делаются. Со своими учениками я воссоздаю промышленные процессы ‒ например, мы синтезируем органический краситель, и заодно изучаем органический синтез. Из картофеля вывариваем крахмал, из крахмала получаем глюкозу ‒ и дети наглядно видят, как получается сахар. Сами его производят».
Каждый урок Владимир Головнер делит на три части ‒ обозначение темы, усвоение нового материала и рефлексия. Последняя часть ‒ самая интересная, ведь здесь речь идет о свободном полете мысли. Например, в конце урока Владимир может попросить учеников поразмышлять о том, как связана алхимическая трансмутация с современным взглядом химиков на реакцию между железом и ионами меди. Или прокомментировать с точки зрения химии слова Иосифа Бродского:
«Время больше пространства.
Пространство – это вещь.
Время же, в сущности, мысль о вещи.
Жизнь – форма времени...»