Учитель русского языка и литературы Вита Кириченко считает, что безграмотность угрожает национальной безопасности
У директора гимназии им. Капцовых Виты Кириченко много наград и титулов ‒ она и «Учитель года России-2012», и «Педагог года Москвы-2012», и победитель номинации «Самый классный классный-1999». Русский язык и литературу Вита Викторовна преподает уже больше двадцати лет, и педагогика для нее ‒ не случайный поворот судьбы, а выбранный еще в детстве путь, который когда-то начался в небольшой школе города Небит-Даг, а в итоге привел ее в гимназию имени Капцовых. Вита Викторовна считает, что способность чувствовать время и развиваться вместе со своими учениками ‒ одно из главных учительских качеств. Модернизация системы образования ‒ процесс активный и быстрый, школа же ‒ заведение довольно консервативное, и умение подстроиться и вписать классику преподавания в новые стандарты ‒ это задача именно учителя. Но помимо новых стандартов образования есть еще и сами дети двадцать первого века.
«Они совсем другие. Сегодня дети стали более свободные ‒ на каждое слово «надо», они в ответ задают вопрос «а зачем?». Для них не существует границ ‒ это дети мира, раскрепощенные и независимые. Поэтому и манера преподавания ‒ это ответ на вызовы времени. Учитель все время должен находить аргументы и технологии, которые свидетельствуют о том, что если он и не ровесник своим ученикам, то уж точно ‒ современник, что он говорит на одном языке с ними».
Урок в современной школе менее формален, чем в советской. Новые стандарты образования настаивают на развитии мышления, а не простого усвоения материала. Поэтому каждый педагог стремится приблизить учебную программу к реальной жизни, сделать ее вдохновляющей. И действенное средство для этого ‒ исследовательские проекты.
Самый известный проект Виты Викторовны «Москва ‒ город грамотных людей». Изначально название его было более провокационным ‒ «Искажение русского языка как угроза национальной безопасности». Под руководством Виты Кириченко группа десятиклассников собирала улики ‒ фотографировались неграмотные вывески на улицах города, коллекционировались баннеры и рекламные объявления с грамматическими ошибками.
«Например, дети принесли фотографию огромной растяжки «День роСССийской милиции» ‒ с тремя С. Среди находок были объявления «Не бросайте мячь» и даже «Масква» на какой-то вывеске. После «Масквы» я окончательно убедилась в том, что это не столько вопрос грамотности, сколько равнодушия. А равнодушие ‒ это намного более серьезная проблема, чем безграмотность. К сожалению, не существует закона о русском языке как о ценности ‒ поэтому владельцев таких вывесок нельзя привлечь к ответственности. Ну разве что ‒ силой убеждения. Собственно, это и есть главная цель проекта».
Исследование это началось в 2011 году и продолжается до сих пор ‒ но сейчас оно уже живет своей жизнью, и реализует его Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова.
«Равнодушие ‒ это намного более серьезная проблема, чем безграмотность».
Еще один заметный проект Виты Кириченко ‒ «Словари XXI века».
«В наше время школьнику как никогда нужен словарь. Потому что дети живут в условиях перенасыщения информацией, и требуется некий авторитетный ориентир, чтобы не запутаться. В настоящее время идет конвертация словарей на цифровые носители».
Современный учитель тоже стал человеком цифрового века. В каждом школьном классе есть электронная доска, которая упрощает процесс передачи информации ‒ даже если речь идет о таком предмете как литература. Обучение идет на новых скоростях ‒ сегодня с помощью презентаций и диаграмм можно наглядно за четверть часа объяснить то, на что раньше мог уйти весь урок. Но Вита Викторовна считает, что технические примочки ‒ лишь украшение урока, и перебарщивать с ними не стоит.
«Недавно я посмотрела документальный фильм "Чувственная математика". И меня поразил такой момент ‒ все герои фильма, выдающиеся математики разных возрастов и из разных стран ‒ пользовались мелом, ручкой, блокнотами. Ни у кого даже лазерной указки не было. Очень важно, чтобы дети не уходили с головой в гаджеты, потому что это отрывает от жизни».
По мнению Виты Кириченко, самое сложное в профессии учителя ‒ это, во-первых, сделать обыденное интересным. На конкурсе «Учитель года» ей досталась трудная для проявления фантазии тема открытого урока ‒ «Тире между подлежащим и сказуемым».
«Я очень долго подбирала отрывок, с которым было бы интересно работать детям. И в итоге выбрала текст о Тарковском. Он не только помог раскрыть тему, но и сам по себе никого не оставил равнодушным».
На уроках Виты Кириченко даже «Слово о полку Игореве» читают как захватывающий роман.
«А вторая сложность учительства ‒ не привыкнуть. Потому что привыкание ‒ опасно, оно рождает равнодушие. А хуже равнодушия не может быть ничего».