Атлас
Войти  

Также по теме

Дискоболь

В октябре 1982 года в продажу поступил первый CD. 30 лет спустя компакт-диски — некогда самый модный, прогрессивный и дорогой звукозаписывающий формат — почти перестали производить рекорд-компании, их невозможно продать, и даже даром они никому не нужны. БГ попросил коллекционеров, продавцов и музыкальных критиков попрощаться с дорогим покойником

  • 46209
Олег Нестеров Олег Нестеров
Максим Семеляк Максим Семеляк
Юрий Сапрыкин Юрий Сапрыкин
Борис Симонов Борис Симонов
Михаил Идов Михаил Идов
Тимур Омар Тимур Омар
Юрий Яроцкий Юрий Яроцкий
Борис Барабанов Борис Барабанов
Александр Горбачев Александр Горбачев
Артемий Троицкий Артемий Троицкий
Александр Горбачев

Александр Горбачев c альбомом Леонида Федорова
«Лиловый день»

Александр Горбачев
____

музыкальный критик, заместитель главного редактора журнала «Афиша»

«Два года — специфическая разница в возрасте. Для подростков это почти пропасть — взгляд снизу вверх; ему можно то, что тебе еще нельзя; подражание, зависть, ревность. Для взрослых это различие в пределах погрешности. Возможно, мои собственные отношения с компакт-диском отчасти объясняются именно этой психологической динамикой — лазерный носитель родился на два года раньше меня, и сейчас, когда ему в торжественный день юбилея приходится не столько сочинять поздравление, сколько писать эпитафию, я не испытываю к компакт-диску никакого сочувствия. В конце концов, тридцать лет, по меркам технологии, долгая счастливая жизнь. В конце концов, в каком-то смысле он сам с самого начала подразумевал свою неизбежную смерть.

Компакт-дискам обычно ставят в укор ловкую операцию капиталистических акул индустрии, заставивших в конце 1980-х миллионы людей заново купить всю ту музыку, что у них уже была, и это справедливый упрек, но дело, на мой взгляд, даже не в этом. В пластинках было (и есть) ощущение музыки как физической материи, разворачивающейся в реальном пространстве; как замкнутого цикла, который запускается человеческим усилием; как чего-то большого, трудоемкого и непостижимого. Кассеты с их вечно рвавшейся, истончавшейся, жеваной пленкой позволяли ощутить звук как явление временное (с ударением как на первый, так и на третий слоги), почувствовать его скоротечность, учили его беречь и не пользоваться им слишком часто. Главным свойством компакт-диска с самого начала была его универсальность, сфабрикованность, утилитарность. CD с его гладкой блестящей поверхностью (которая решительно у всех компактов абсолютно одинаковая — не сравнить с гордыми виниловыми рельефами и даже с неравными диаметрами кассетных пленок) — это чистая функция. С появлением CD впервые, кажется, процесс проигрывания музыки был сокрыт от глаз слушающего где-то в недрах электронного устройства, но сокровенной тайны в этом было столько же, сколько в процессе работы холодильника; нет, таким образом, скорее, достигалась окончательная оптимизация звука в рамках монетизации его принципиальных физических свойств: музыка развоплотилась, лишилась тела, превратилась в воздух. Мы родились в тесных квартирах новых районов, и для этих суженных пространств куда лучше подходили стройные ряды квадратных компактов на полках.

И пошло. Штука ведь не только в том, как людям два раза продали одно и то же, — штука еще и в том, что за последующие 15 лет людям продали еще и нового, с горкой, больше чем когда-либо. 1990-е — эпоха безраздельной власти компакт-дисков и — одновременно — эпоха торжества музыкальной индустрии именно как индустрии. Spice Girls. Бритни Спирс. Backstreet Boys. N’Sync. (Это только самые очевидные примеры — людей с гитарами эта самая индустрия тоже, конечно, изрядно отшлифовала.) Упаси боже, я не осуждаю: эта фабрика звезд работала красиво, лихо и зрелищно; по этим рельсам до сих пор катятся иные новые высокотехнологичные локомотивы. Однако ж в конечном итоге индустрия, стремившаяся к совершенному потреблению, обнаружила, что для совершенного потребления она, в общем-то, не нужна. Все хваленые преимущества компакт-диска в конечном счете были реализованы в куда более оптимальной форме тихими программистами, склепавшими для собственного удобства формат mp3. Компактность? Чтоб музыка занимала мало места? Чтоб хранилась долго и играла без помех? Чтобы все оптимизированно (иные частоты никто не слышит — значит, отрежем), просто и эффективно? Пожалуйста. Все, что громоздилось у вас на полках, теперь можно складировать в одну небольшую коробочку выносного жесткого диска. Утопия реализовалась — и, как часто бывает в таких случаях, обратилась для своих создателей в антиутопию. Характерно, к слову, что если винил кроме прочего породил — благодаря своим материальным свойствам — диджейскую культуру со всеми вытекающими, а кассеты — благодаря своей демократичности — независимую дистрибуцию со всеми вытекающими, то из творческих достижений CD я могу припомнить разве что электронный стиль глитч, методы которого были основаны на порче компактов и изготовления музыки на основе ошибок проигрывания; то есть подспудным пафосом этого жанра был очевидный призыв к горшочку не варить.

Александр Горбачев

Так уж вышло, что я в свое время перешел сразу с кассет на mp3, так что никаких романтических историй, связанных с компакт-дисками, в моей биографии не было. То есть я могу, конечно, вспомнить, как выискивал альбомы Sigur Ros и Pan Sonic на уже переделанной, но еще не легализованной до конца «Горбушке» в палатках Indie-Go, где продавцом работал будущая звезда русской электроники DZA. Или как обменивался по переписке записанными на диски mp3-сборниками — благодаря своим корреспондентам я впервые услышал диджея Шэдоу, Веберна, Faust и Нобукацу Такемура. Или как записывал наивный сборник с песнями про любовь девушке, которая через несколько лет стала моей женой. И конечно, у меня до сих пор зачем-то на полках громоздится пара сотен CD (никогда не пытался их сосчитать). Но, откровенно говоря, если в этом и есть повод для ностальгии, то с самими кругляшами дисков он связан в последнюю очередь. Это как скучать по старым ботинкам, в которые ты был обут на первом свидании. CD всегда манифестировал себя как оболочку для музыки, лишенной материального воплощения, и добился в итоге того, что с ним самим музыка ассоциируется в последнюю очередь.

Я не помню, каким был мой первый CD. Вполне возможно, что на нем была записана вовсе даже пиратская копия Windows 95 (этот вульгарный технологизм — еще одна дурная характеристика компактов: кассета все-таки в первую очередь издавала звук, даже когда с нее загружались игры для ZX Spectrum, про пластинки и говорить нечего). Но я почти наверняка знаю, каким будет CD последний. Скорее всего, это будет очередной альбом Леонида Федорова: много лет назад я как-то незаметно заключил сам с собой внутренний пакт, что буду покупать все его пластинки в благодарность за то, что группа «Аукцыон» изменила мою жизнь, а переходить на винил Леонид Валентинович, кажется, пока не планирует. Но это уже личное. Да и группу «Аукцыон» я тоже впервые услышал на кассете. Так что — прощай, компакт-диск. Туда, в общем, и дорога».

 
/media/upload/images/entertainment/2012/dec/24/barabanov.jpg Борис Барабанов

/media/upload/images/entertainment/2012/dec/24/cd/glava.jpg Артемий Троицкий







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter