Атлас
Войти  

Также по теме

Дискоболь

В октябре 1982 года в продажу поступил первый CD. 30 лет спустя компакт-диски — некогда самый модный, прогрессивный и дорогой звукозаписывающий формат — почти перестали производить рекорд-компании, их невозможно продать, и даже даром они никому не нужны. БГ попросил коллекционеров, продавцов и музыкальных критиков попрощаться с дорогим покойником

  • 46234
Олег Нестеров Олег Нестеров
Максим Семеляк Максим Семеляк
Юрий Сапрыкин Юрий Сапрыкин
Борис Симонов Борис Симонов
Михаил Идов Михаил Идов
Тимур Омар Тимур Омар
Юрий Яроцкий Юрий Яроцкий
Борис Барабанов Борис Барабанов
Александр Горбачев Александр Горбачев
Артемий Троицкий Артемий Троицкий
Юрий Сапрыкин

Юрий Сапрыкин c альбомом «Heaven or Las Vegas» группы Cocteau Twins

Юрий Сапрыкин
_____

шеф-редактор объединенной компании «Афиши» и «Рамблера»

«Впервые я увидел компакт-диск одновременно с большинством жителей страны, имевших обыкновение засиживаться у телевизора за полночь: в программе «Взгляд» только что вернувшийся из Америки Борис Гребенщиков крутил в руках блестящий круглый предмет, а на вопрос озадаченного ведущего Мукусева отвечал: «Это прибор для расширения сознания». Многотиражная молодежная пресса (и примкнувший к ней в эфире «Би-би-си» Сева Новгородцев) уже объяснили к тому времени, что корпорация Sony наладила выпуск новых носителей, они не гнутся, не ломаются, не портятся от времени, поцарапать их невозможно (что это неправда, выяснится гораздо позже), и звук у них такой прям... лазерный. Тогда все эти технологические чудеса казались чем-то далеким и недостижимым — примерно как падение коммунизма.

И собственно, с падением коммунизма все и началось. При более близком знакомстве (первый компакт, который я увидел в продаже, — «Сделано в белом» группы «Альянс», первый, который купил сам, — «Blue Lines» Massive Attack) CD, в общем, оправдал ожидания — по крайней мере с ним было удобно. Его можно было положить в карман или засунуть в плеер, он не требовал лишнего места при переезде, и звучание было если не фантастически лазерным, то вполне приемлемым, даже на самом завалящем китайском двухкассетнике (к которому предприимчивые китайцы быстро научились приделывать CD-привод). Проблема в том, что компакт действительно оказался нестареющим — если винил от старости теряет в качестве звука, но приобретает практически антикварное благородство, то компакт вечно молод, безотказно прагматичен и оттого со временем становится привычным и обыденным, как гречка или кефир.

Если в начале 1990-х за компактами надо было гоняться и как-то специально их добывать — пусть даже речь шла о воскресной поездке на «Горбушку», — и, как со всяким дефицитом, это придавало им некоторое дополнительное очарование, то спустя десять-пятнадцать лет уже приходилось специально изощряться, искать окольные пути и придумывать искусственные ограничения, чтобы придать этому предмету дополнительную ценность. Допустим, покупать только фирменные и только в «Трансильвании», по заведомо нерыночной цене, зато из лучших рук в городе. Или заказывать раритеты у торговцев, которые работают напрямую с лейблами. Или заказывать новые позиции с нарочным в лондонском Rough Trade или нью-йоркском Other Music.

В конце концов оказалось, что все это лишнее. CD — это просто предмет, по поводу которого не надо испытывать никаких особенных чувств. Вот несколько полок, они заполнены проверенным и нужным материалом, из них давно вычищена «пиратка» в вечно треснувших пластиковых коробках, их хорошо слушать в машине и дома — чего еще надо? Я ни о чем не жалею. Эти предметы подарили мне множество удивительных приключений и прекрасных знакомств; иные из них спасали меня от отчаяния или заставляли смахнуть слезу; другие, собранные в многодисковые антологии, позволяли подробнейше изучить лучших на свете артистов, спасибо им за это. Эпоха СD для меня не завершена, я по-прежнему заказываю диски — теперь все больше через друзей на «Амазоне». Я стал покупать реже и слушать внимательнее, и закончится все это, видимо, когда я физически не смогу больше доставать с полки диск и нажимать на кнопку «Open», — закончится потому, что я точно знаю: никому из тех, кому эта коллекция могла бы достаться в наследство, она будет совершенно не нужна».

 
/media/upload/images/entertainment/2012/dec/24/semelyak.jpg Максим Семеляк

/media/upload/images/entertainment/2012/dec/24/somonov.jpg Борис Симонов







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter