Атлас
Войти  

Также по теме

Посторонним В.

В Москве не так уж мало дореволюционных особняков и усадеб с сохранившимися интерьерами — больше, чем кажется. Но попасть в них человеку с улицы невозможно — даже в те два дня в году (18 апреля и 18 мая, так называемые дни культурного наследия), когда все они должны теоретически открываться для посещения. Потратив почти год на договоренности и согласования, БГ сумел попасть в восемь старинных особняков, сфотографировать их изнутри и поговорить с обитателями 

  • 105789
Александринский дворец Александринский дворец
Городская усадьба Тургеневых-Боткиных Городская усадьба Тургеневых-Боткиных
Ссудная казна Ссудная казна
Дом Николая Казакова Дом Николая Казакова
Здание Московского политехнического общества Здание Московского политехнического общества
Лазаревский институт Лазаревский институт
Дом Федора Шехтеля Дом Федора Шехтеля
Городская усадьба Николая Стахеева Городская усадьба Николая Стахеева
P.S. P.S.

Городская усадьба Николая Стахеева

Центральный дом детей железодорожников 
Н.Басманная, 14

Иногда открыта 18 апреля и 18 мая. Есть возможность групповых экскурсий для организаций

Особняк на Новой Басманной был построен в 1898–1899 годах по проекту архитектора Михаила Бугровского для елабужского купца Николая Стахеева, торговавшего хлебом, чаем, владевшего золотыми приисками, нефтяными месторождениями и многочисленными домами в Москве. В 1900 году оборот его фирмы составлял 80 миллионов рублей, а строительство усадьбы обошлось в миллион (для сравнения: на Ливадийский дворец Николай II потратил 4 миллиона). В 1910‑е годы особняк сдавался за 25 тысяч рублей в месяц вдове Саввы Морозова Зинаиде, которая, в свою очередь, после революции была вынуждена предоставить свою загородную усадьбу Владимиру Ленину. В 1918 году особняк Стахеева национализировали и передали железнодорожникам, а в 1940 году здание отдали Центральному дому детей железнодорожников, который располагается там и сейчас. Основным коллективом ЦДДЖ является Ансамбль песни и танца им. С.О.Дунаевского, созданный в 1935 году. Практически все репетиции и занятия с детьми проходят на нижних этажах, где не сохранилась отделка интерьеров. Парадные залы большую часть времени стоят пустыми. Просто так прийти в усадьбу и посмотреть интерьеры в рабочее время нельзя. Нерегулярно проводятся экскурсии для работников московских предприятий и для посетителей центров соцобслуживания населения. Сейчас в помещениях особняка проходят съемки передачи «Битва экстрасенсов». 

Ирина Конча

педагог дополнительного образования, автор гимна дому Стахеева

«Я пришла работать сюда в 1979 году. Застала еще Семена Осиповича Дунаевского. Последние 8 лет художественным руководителем нашего ансамбля был Вячеслав Рихтер. У меня свой кружок: я веду в оркестре гусли и синтезатор. Уже 12 лет я пишу музыку и руко­вожу ансамблем «Колибри». 

Когда я пришла сюда работать, почти все залы использовались: в Белом зале репетировал хор, в зимнем саду репетировал балет, в Готическом зале проходили оркестровые репетиции. Сейчас мы поднимаемся наверх только при случае концертов. В 1990-е годы часть дома арендовал депутат Рыбкин (тогда — председатель ­Социалистической партии России. — БГ). Он заседал в Белом зале, и была опасность, что он заберет всю усадьбу. Но мы с родителями и детьми вышли с транспарантами и отстояли наш дом. 

Я почетный житель района Куркино, у меня там хоровые дела, мне говорят: «Уйди на основную работу к нам», а я не могу. Я очень люблю этот дом. У меня мама была солисткой в хоре Метростроя, который здесь репетировал, сын десять лет танцевал в коллективе Дунаевского, отец приходил на концерты. 

Раньше сюда можно было просто так зайти и посмотреть дом. Но сейчас не пускают: сами понимаете, время такое».

 
/media/upload/images/city/2013/April/25apr/sadovaya.jpg Дом Федора Шехтеля

/media/upload/images/city/2013/April/25apr/ps.jpg P.S.







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter