Дом Федора Шехтеля
Центр «Стратегия»
Б.Садовая, 4
Иногда открыт 18 апреля и 18 мая. Могут пустить настойчивых желающих (по предварительной договоренности)
В 1909 году архитектор Федор Шехтель, спроектировавший более 50 зданий в Москве, закончил работу над чертежами собственного дома. За летний сезон 1910 года был возведен неоклассический особняк. Асимметрия, не свойственная в начале XIX века ампирным усадьбам, ставшим прототипами многих особняков 1910-х годов, сглаживается перекличкой друг с другом разных элементов фасада — окон, балконов, венков. Комнату с большим тройным окном, выходящим на Садовую, занимал сын Шехтеля — художник Лев Жегин, взявший фамилию матери из-за войны с Германией. В этой комнате Жегин вместе с другом Василием Чекрыгиным в 1913 году проиллюстрировали первую книгу Владимира Маяковского «Я». В 1918 году Шехтель с семьей был выселен из дома и до своей смерти в 1926 году жил в коммуналках. Главный дом занял Роберт Эйдеман — советский военный деятель, расстрелянный в 1937 году. Затем в доме разместились ясли, а после вой-ны и до 1957 года — детский дом. До сих пор сюда иногда приходят бывшие воспитанники. С 1957 по 1991 год здание принадлежало КГБ. По одной из версий, в помещениях размещались технические службы, по другой — здание использовалось как центр контроля за соседней гостиницей «Пекин». Сейчас главный дом занимает общественная организация«Гуманитарный и политологический центр «Стратегия», являющаяся философско-политологическим клубом. Дом закрыт для свободного посещения, но при наличии свободного времени сотрудники принимают туристов и даже проводят для них экскурсию. Периодически в особняке снимают фильмы.
Борис Баланцев сотрудник Гуманитарного и политологического центра «Стратегия» |
«Мы получили здание в аренду на 49 лет в 1993 году с условием, что его капитально отремонтируем. Дом был заброшенным — после пожаров и бомжей. То, что это дом Шехтеля, мы узнали, только когда стали готовиться к ремонту. Вскоре здание вошло в реестр памятников федерального значения, и выяснилось, что мы должны его не ремонтировать, а реставрировать — это принципиальная разница по затратам и времени. Мы добросовестные арендаторы: в 2004 году нас признали лауреатами премии за лучшую реставрацию. Но до сих пор мы не можем добиться изменений в договоре об аренде. Выдающийся архитектор построил дом для самого себя — это памятник в квадрате. А государство упорно говорит: это офисное здание. И требует 1,3 миллиона в месяц за аренду. Вопрос в том, чего хочет государство: памятник сохранить или деньги зарабатывать?
Во время реставрации на крыше в мусоре мы нашли икону — так и не знаем, это икона семьи Шехтеля или нет. Тогда же появилась идея создать общественно-культурный центр Шехтеля. Это несправедливо, что у самого московского архитектора нет музея. Придумали концепцию, но адекватного ответа от властей так и не получили».