Лазаревский институт
Посольство Армении
Армянский пер., 2
Закрыт для посещения
В 1750 году семья Лазаревых (Егиазарян) эмигрировала из Персии в Астрахань, а затем приехала в Москву и купила у армянского купца Шеримана (Шериманяна) участок земли с домом между Мясницкой и Маросейкой. С тех пор, то есть уже почти 300 лет, этот район является важнейшим центром армянской жизни Москвы.
К концу XVIII века Лазаревы стали одной из самых богатых семей империи. Придворный ювелир Екатерины II Иван Лазарев владел 16 тысячами душ крестьян и приписанных к его заводам мастеровых людей. В 1782 году во дворе нынешнего дома 3 по Армянскому переулку завершилось строительство армянской Крестовоздвиженской церкви (ее снесли в 1930-е), а в 1815 году на месте старого дома была возведена классическая усадьба по проекту крепостных архитекторов Тимофея Простакова и Ивана Подъячева. В ней разместилось здание Лазаревского училища, преобразованного через 12 лет в Лазаревский институт восточных языков. Там преподавали арабский, персидский, татарский, турецкий, армянский, грузинский и некоторые другие языки, к которым на рубеже XIX–XX веков добавился санскрит. Ученики получали как среднее гимназическое образование, так и высшее, приравненное к лицейскому. Значительную часть учеников пансиона и студентов составляли армяне (в 1905 году, например, армянами были 89 учащихся из 148), но учились там и представители других национальностей. Так, Лазаревский институт окончил Константин Станиславский — его отец считал, что знание восточных языков пригодится в семейном торговом деле.
В 1919 году в усадьбе Лазаревых открылась армянская театральная студия под руководством Сурена Хачатурова — старшего брата композитора Арама Хачатуряна. Эстрада и зрительный зал на 300 мест находились в бывшей актовой зале. В 1921 году особняк передали Дому культуры Советской Армении, а Лазаревский институт объединили с другими востоковедческими центрами Москвы в Московский институт востоковедения. В 1953 году в главном доме разместился Институт востоковедения АН СССР, а один из флигелей занимало постоянное представительство Армянской ССР. Сейчас в здании размещается посольство Республики Армения. До недавнего времени в правом крыле дома находился армянский театр под руководством Славы Степаняна.
Нелли Шахбазова заместитель художественного руководителя |
«Первое время армянский театр в Москве возглавлял один из лучших учеников Вахтангова Рубен Симонов (советский актер, режиссер театра и кино, происходил из московской армянской семьи; его отец владел магазином ковров на Кузнецком Мосту. — БГ). У них играли выдающиеся актеры русского театра. Надо сказать, что Арам Хачатурян первые свои произведения писал для этого театра. В 1953 году театр закрыл Берия. В 1990-е годы были попытки открыть театр, но он опять закрывался. Мы, естественно, пришли в это здание, которое, наверное, для каждого армянина святое. Там работали кружки, и правое крыло было отдано культурным проектам. Через полтора года мы уже работали, первые отрывки из спектаклей показывали. На наше счастье, должность посла занимал тогда бывший министр культуры Армении Армен Багратович Смбатян. Это было временем расцвета. Мы ставили спектакли и на армянском, и на русском».
Слава Степанян художественный руководитель Московского армянского театра |
«У истоков Московского армянского театра стояли Вахтангов, Станиславский, Симонов. В нем играли Михаил Чехов и его соратники. Вы представьте, что значит работать в пространстве, где есть дух Станиславского, Хачатуряна, Вахтангова. Это намоленное место. Мы в неделю по три спектакля играли аншлагом. Посол Франции никогда не был в армянском посольстве. Ни под каким соусом — ни под политическим, ни под каким. А сюда он приходит смотреть спектакль (совместный проект Московского армянского тетра и Молодежного театра французского лицея имени Александра Дюма «Мои воспоминания». — БГ). Если вы зайдете в эти подвальные помещения Лазаревского особняка, вы просто не захотите выйти оттуда. Это такая история! Стены просто кричат о том, что было там. Если мы приведем все в порядок и снова превратим эти помещения в театральные, это будет служить духу, который задали еще Лазаревы».