Зинаида Бонами
Думаю, что по интенсивности той работы, которую мы провели в этом году, с нами могут сравниться немногие музеи в мире. Вспомним, например, совершенно необычную выставку «Диор: под знаком искусства», которая была создана в тесном сотрудничестве с нашими французскими партнерами. Возможно, некоторые восприняли ее как уступку музея массовому вкусу. Однако задача любого музея — отобрать и показать зрителю самое значительное в художественном процессе, а вклад художников моды в культуру XX века неоспорим. Так, несколько лет назад мы осуществили проект, посвященный творчеству Шанель.
Эта выставка объединила модели Дома Dior и замечательные произведения искусства, собранные из совершенно разных коллекций — как музейных, так и частных, — чтобы показать, как художники моды использовали художественное наследие предыдущего времени и современного им изобразительного искусства. Кроме того, экспозиция строилась с использованием средств мультимедиа, поколебав таким образом некоторые традиционные музейные табу — например, что нельзя соединять в единый зрительный ряд живопись и графику, картину и движущееся изображение.Огромный успех имела выставка Дали, его первая ретроспектива в России. Оказалось, что он не только мастер эпатажа, но и чудесный рисовальщик, который, например, делал гениальные иллюстрации — скажем, к «Дон Кихоту» Сервантеса. Очереди стояли со дня открытия и до самого конца. В последний день музей работал до последнего человека, — эта выставка, как и все другие, была сделана усилиями многих людей, в том числе и смотрителей.
Одновременно с Дали экспонировалась не менее притягательная выставка «Парижская школа», представившая художников, приехавших в начале XX века из разных концов света в Париж. Затем музей принимал картины из Мюнхена — работы членов художественного объединения «Синий всадник», куда входили и русские художники, например Василий Кандинский. Эту выставку можно посмотреть в Отделе личных коллекций музея и сегодня. Так же как и фотоработы американской звезды Анни Лейбовиц, тоже побывавшей в этом году в Москве. К фестивалю «Декабрьские вечера» Пушкинский открыл выставку из собраний британских музеев, посвященную творчеству Уильяма Блейка.Наконец, Караваджо. Всего 11 картин, но они собраны со всей Италии, и для того чтобы каждый из этих музеев и церковных собраний решился отправить в Москву принадлежащие им шедевры, нужно было проявить необыкновенную волю и страсть. Мы начали этим заниматься больше года назад — за такой короткий срок совместно с итальянскими партнерами и с помощью посольства Италии в Москве сумели осуществить этот почти невероятный проект. Впервые такое количество картин этого гениального мастера выезжают на выставку за пределы Италии. Все это — жест исключительного доверия правительства Италии и хранителей Ватиканской коллекции к Пушкинскому музею.
Действительно, нынешний год не только по количеству, но и по качеству наших выставок совершенно необычен. Это, конечно, не моя личная заслуга, это заслуга музея, это опыт и репутация, которые нарабатывались десятилетиями, еще со времен, когда я была маленькой».