Когда моей свекрови было 8 лет, бабушку сосватали за немолодого вдовца с четырьмя детьми. Жили они в Москве, в крошечной квартирке: бабушка с мужем, его дети, ее дочь и еще один общий мальчик. На всю эту ораву бабушка готовила, стирала, убирала… Но это не мешало ей радоваться всему, чему можно радоваться в жизни.
Во время войны, когда умер бабушкин муж, она на швейной машинке шила воротнички для солдат и дошилась до того, что чуть не умерла от язвенного прободения. При этом по советским законам она всюду числилась иждивенкой и не получала пенсии.
Бабушка была неграмотна, потому что еврейских девочек грамоте не учили. При этом она считала как электронно-вычислительная машина. На нее сердились все кассирши, а она отвечала со смущенной улыбкой: «Что делать — я хорошо считаю!» Она помнила наизусть номера всех телефонов, могла записать цифры, но не могла написать, кому принадлежит этот номер.
Когда я в первый раз пришла в дом к своему будущему мужу, бабушка Клара встретила меня не совсем доверчиво. И чтобы понять ее мир, мне пришлось прочесть несколько томов «Истории еврейского народа», а заодно и Библию — я была довольно безграмотной особой. Бабушке был невероятно ценен этот интерес, который никто больше вокруг нее не проявлял. И то, что я не стеснялась пойти в синагогу и купить для нее мацу, нас тоже сближало.
Поскольку пенсию она не получала, своих денег у нее не было. Но ей все равно хотелось сделать всем что-то приятное.
Есть такое расхожее мнение, что евреи очень ценят деньги. И бабушка все мерила на деньги. Но что это значило? Вот мы с дочкой пошли в лес и неожиданно набрали много белых грибов. Клара Борисовна звонит моей маме и говорит: «Елена Григорьевна, они набрали столько грибов! Ну, может быть, на пять рублей». В этом не было никакой корысти — просто деньги как всеобщий эквивалент. У нее их никогда не было, и это не слишком ее огорчало.
Для меня это было первое некнижное, близкое общение с другой культурой — той, которую принято называть местечковой, к которой часто с пренебрежением относится еврейская интеллигенция. Благодаря бабушке эта культура стала для меня нежно любимой и близкой. Это одновременно и одна из уходящих красок русской культуры тоже.
Хотя у бабушки во время погромов погиб молодой муж, хотя в своей жизни ей пришлось пережить много страшных событий и не раз слышала она в свой адрес «жидовка», у нее было удивительное ожидание добра от других людей. Поразительная натура и поразительная культура, которая давала человеку возможность быть счастливым, почти ничего не имея. Ни с кого ничего не спрашивать и быть благодарным за все. Радоваться тому малому, что у тебя есть. Принимать людей такими, какие они есть. Это был талант жизни. Никакой зависти, ни доли недоброжелательности по отношению к чужому успеху и масса милого, тонкого юмора. Все это мне очень многое дало и часто помогало в жизни».
Полина Осетинская, пианистка:
«Пожалуй, наиболее сильно на меня повлиял мой педагог в петербургской Десятилетке (музыкальной школе-лицее при Петербургской консерватории. — БГ) и Консерватории Марина Вениаминовна Вольф, которая вернула мне веру в себя и прошла со мной весь путь обретения профессии. К ней я попала в 13 лет, и до сих пор это ближайший мой друг, учитель, член семьи.
Еще пианист Алексей Гориболь, с которым мы познакомились по пути в Ялту на гастроли от «Новых имен» — мне было 14, ему 26. Была Пасха, мы гуляли по ночной Ялте, говорили обо всем на свете, играли в доме Чехова — и сдружились навсегда. Впоследствии мы даже стали играть дуэтом, что проделываем уже лет 17. Ну и композитор Леонид Аркадьевич Десятников, мой неизменный наставник. Познакомились мы в буфете московского Дома ученых, когда мне было 7, а ему 27. Правда, я тогда была не слишком занимательным собеседником, но, когда подросла, именно Леонид Аркадьевич стал моим основным стимулом к интеллектуальному и художественному росту. Именно к этим людям я всегда обращаюсь за советом, и их мнение для меня важно».
Александр Петлюра, художник:
«Главный для меня авторитет — Эдуард Бояков, руководитель театра «Практика» и «Политеатра». Мы дружим с 1995 года. Сначала я научил его прикасаться к радикальному пространству, а сейчас он является культуроводом, диктующим старому, засохшему театральному пространству свое новое, современное видение. Благодаря таким друзьям, как я, он не побоялся идти в андеграунд, а оттуда на новую площадку.
Еще, когда мне что-то непонятно и я думаю над какой-то концепцией, стараюсь попасть к Владимиру Сорокину: сам я не напрашиваюсь — жду приглашения. Он спрашивает меня, как я провел то время, что мы не виделись. Я рассказываю ему разные истории, в которые попадаю. Ему это очень нравится, он записывает: «Ну, классно! Ох, Петлюра!» Потом говорю про какие-то идеи, которые у меня есть. Если у него бровь поднимается, то я понимаю, что проект будет интересным.
Иногда я прибегаю к помощи других друзей. У меня вокруг дачи есть замечательные ребята, они не хулиганы, не бандиты, а просто люди, которые уже прожили жизнь. Если ни суд, ни милиция тебе не собираются помогать, ты приходишь к ним и говоришь: «Поехали, пацаны, п…дюлей навешаем». А когда приезжаешь куда-то уже с ними, то решаешь все по-доброму, моментально. Если кто-то обманул тебя, деньги взял и не отдает, то по-другому в этой стране никак ничего не работает.
У меня была история, когда милиция из меня хотела сделать преступника. Вокруг моего дома в центре Москвы шли стройки: участковый брал взятки, и во дворах жило по пятьдесят–семьдесят рабочих, какие-то проститутки, грязь и мрак. Мои друзья приехали, после этого через два дня звонит участковый: «Ко мне тут бандиты приезжали». — «Надо же, — говорю, — бандиты! Один юрист, второй такой же, как вы, а третий — мастер спорта, который нашу страну по единоборствам отстаивает. Вы бабки берете, а они помогают порядок в районе навести». И какое-то время было тихо, никто не орал под окнами».