Атлас
Войти  

Также по теме

От Вальпургиевой ночи до «Мистерии-Буфф». Как москвичи праздновали 1 Мая?

​Как языческий шабаш, занесенный в Россию немцами, стал праздником пролетарского труда, как Николай Чудотворец вмешался в процессию и сколько человек участвовало в первом субботнике.

  • 27121
До революции: Вальпургиева ночь До революции: Вальпургиева ночь
1917: русская «Марсельеза» 1917: русская «Марсельеза»
1918: супрематизм и «Парижская коммуна» 1918: супрематизм и «Парижская коммуна»
1919: Стенька Разин и хор Пролеткульта 1919: Стенька Разин и хор Пролеткульта
1920: Ленин и бревно 1920: Ленин и бревно
1921: «Мистерия-Буфф» и агиттрамваи 1921: «Мистерия-Буфф» и агиттрамваи

1 мая 1919 года на Красной площади открыли монументальную деревянную скульптуру Сергея Коненкова «Сенька Разин с ватагой». Для наибольшей правдоподобности скульптор просил прислать ему натурщиков: «Макаров откомандировал в мое распоряжение полное отделение – десять казаков: и молодых, и почти безусых, и бородатых ветеранов. Между нами шел долгий упрямый спор. Молодые говорили: «Зачем Разина – революционного героя – в компании с бабой изображать?» Взору зрителей открылась фигура бунтовщика и прильнувшая к постаменту персидская княжна, выполненная из цемента.  Открытие сопровождалось песнями, которые исполнял хор Пролеткульта, стоявший на ступеньках собора Василия Блаженного.

По Красной площади проследовала повозка с водруженной на нее деревянной избушкой. Видимо, инсталляция изображала смычку города с деревней. Ленин произнес в этот день целых три речи, все они были краткими и красноречивыми: «Много жертв принесли в борьбе с капиталом русские революционеры. Гибли лучшие люди пролетариата и крестьянства, борцы за свободу, но не за ту свободу, которую предлагает капитал, свободу с банками, с частными фабриками и заводами, со спекуляцией. Долой такую свободу, – нам нужна свобода действительная, возможная тогда, когда членами общества будут только работники. Много труда, много жертв надо будет положить за такую свободу. И мы сделаем все для этой великой цели, для осуществления социализма».

Вечером в Колонном зале Дома Союзов давали праздничный концерт. Зрители слушали «Интернационал», увертюру «Робеспьер» Анри Литольфа и увертюру к опере «Вильгельм Телль» Джоаккино Россини.

Скульптор Коненков у созданного им памятника Степану Разину
 
/media/upload/images/pervomay1918.jpg 1918: супрематизм и «Парижская коммуна»

/media/upload/images/Lenin_brevno.jpg 1920: Ленин и бревно







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter