Атлас
Войти  

Также по теме

Пособие по безработному

В это трудно поверить, но надо признаться: Юрий Лужков, бывший мэром Москвы на протяжении 18 лет, больше не мэр Москвы. Время его правления уже стало историей. БГ по достоинству оценил эту новость и попросил шестерых специалистов составить учебник по истории эпохи Лужкова


  • 14668
§1. Введение
§2. Экономика Москвы при Лужкове
§3. Внешняя политика Лужкова
§4. Архитектура при Лужкове
§5. Культура лужковской Москвы
§6. Дух лужковской Москвы

Александр Проханов, писатель

Город, который создал Юрий Лужков, разительно отличается от Москвы 80-х годов. В советской Москве было мало ресторанов, мало магазинов, мало увеселительных заведений. Но было много НИИ, заметно много библиотек. Было очень мало церквей, но все они ощущались как важные точки города, потайные центры.

В сегодняшней Москве церквей, напротив, очень много. Но все они как-то незаметны. Главных, значительных среди них нет. И даже самый величественный и пышный храм Москвы — храм Христа Спасителя — тоже каким-то странным образом ассоциируется не с молитвой, а с огромным торговым центром.

В прежней, советской Москве было очень мало автомобилей. И вообще Москва была очень неяркой. В ней было много городского муниципального транспорта, когда можно было сесть на синий троллейбус — и он тебя не быстро, но гарантированно, в проверенные сроки доставит на работу или к другу на другой конец Москвы.

Современная Москва сверкает, она очень нарядна. В ней торжество красок, блеск реклам, огни, огромное количество автомобилей всех стран и расцветок. Но все эти автомобили — они очень часто останавливаются и превращаются в странное нерестилище, какое бывает в океане, когда приходит к берегу горбуша и пытается протолкнуться в устье маленькой речки.

Нынешняя Москва — Москва рыночного тления — воплотилась прежде всего в ночной Москве. В советское время ее не было, ее и десять лет назад тоже не было. Кажется, что вокруг Лужкова появились какие-то маги, странные существа, колдуны, дизайнеры, которые создали галлюциногенную Москву. Москва после десяти вечера превращается в иногород. Подсвеченные фасады, полупрозрачные стебли, сквозь которые движутся соки, поразительные кристаллы, точеные глыбы льда — Москва меняет облик. Эти сверкающие в небесах рекламы, которые напоминают надписи на стене во время Валтасарова пира… Ночная Москва провоцирует странное, сладостное помрачение. В этом таинственном лужковском ночном городе и сам Лужков, вероятно, утрачивает телесность, превращается в таинственный фантом и двигается среди рекламных щитов и небоскребов, словно лучистый НЛО или странный галлюциногенный гриб, комета, рассыпающая вокруг себя звезды.


«Лужковская Москва — это раковина для рынка. Где все продается»

Сегодняшняя Москва превратилась в совершенное воплощение рынка. Потому что города — это не просто улицы, не просто фасады, это раковины, в которых укрывается организм, общество. Лужковская Москва — это раковина для рынка. Где все продается. Где продается воздух, где продается солнечный луч, где продается цветок и струя фонтана, где продается женщина, где продаются слезы, где продается страх.

Советская Москва была городом совершенно пуританским. И крайне небуржуазным. Лужковская Москва, ведомая рынком, — это, напротив, город плотских наслаждений. Обильных магазинов, роскошных ресторанов, разнообразных мест для развлечений. В Москве сконцентрировалась масса энергии, огромные деньги и масштабные инициативы. Но Москва не стала интеллектуальным центром России — хотя она и собирает все самые дееспособные и энергичные силы, но ориентирует их на создание человека, живущего пахом, желудком. И в этом смысле Москва, конечно, очень прожорлива, очень рафинированна, гедонистична.

Сам мэр был абсолютно адекватен городу и эпохе. Лужков был очень цветастой личностью, отчасти балаганной. Он — тот пропеллер, те лопасти, в которые дул этот золотой ветер рынка. Главной его инициативой была коммерциализация города, создание непрерывной машины по извлечению денег из всех форм городской жизни. И так называемый лужковский стиль, который характеризует новую Москву, — это тоже эклектизм рынка. Он дробен, он эклектичен, потому что наслаждение — это рефлексия. Сиюминутное, неглубокое, скользящее по поверхности. И Лужков был этой эклектике соразмерен. Это тип правителя, который отождествляет свое царство со своей личной собственностью. Поэтому он украшал Москву так, как он украшал бы свой рабочий кабинет или свой плавательный бассейн.

Вкратце Москву, созданную Лужковым, можно описать очень просто. Это город, в котором существуют миллиардеры, — раз, офисный планктон, обслуживающий их, — два, женщины — три, а за женщинами идут таджики с метлами. Вот так примерно устроен этот город.

Проверочные вопросы:

1) На что похожа лужковская Москва?
2) Каковы основные отличия Москвы Лужкова от Москвы 80-х?
3) С какой частью человеческого тела более всего ассоциируется новая Москва?

Задачи для усвоения материала:

1) Нарисуйте Ю.Лужкова в виде галлюциногенного гриба, кометы или лучистого НЛО.
2) Нарисуйте схему устройства лужковской Москвы.
3) Укажите примерные оптовые цены мос¬ковского воздуха, солнечного луча, цветка, слезы и страха.

 
§5. Культура лужковской Москвы

§1. Введение







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter