председатель программы «Общество и региональная политика»
Московского центра Карнеги
____
«Особых сомнений в том, что Путин победит на этих выборах, у меня нет. Скорее всего, он победит в первом туре. Система так устроена, что фальсификации неизбежны, но Кремль постарается их минимизировать, чтобы выборы и внутри страны, и на Западе выглядели как вполне легитимные.
Сейчас Кремль и Путин находятся в ситуации, которую шахматисты называют цугцванг, — это положение, при котором любой ход идет в ущерб тому, кто ходит. У Кремля нет хороших ходов, но он может минимизировать ущерб. А может неосторожными действиями ухудшить свое положение. И в этом смысле Путин способен сыграть довольно негативную роль. Потому что когда он выступает письменно и информация исходит от него не напрямую, как в случае его программы, все мягко и пушисто. Но когда Путин говорит, он с большим трудом вымучивает из себя нужные слова и тут же — в качестве компенсации за психологический ущерб — говорит какую-нибудь гадость, которая перечеркивает все, что он сказал до этого, и усугубляет его положение. Поскольку сейчас он будет активно со всеми встречаться и всем все обещать, невозможно исключить вероятности, что по неосторожности и в силу своей натуры он сам будет раскачивать ситуацию. Он может легко сорваться в конфронтацию в любой момент.
Путин — слабый президент. Он уже стал слабым, а раньше никогда таким не был. Поэтому я полагаю, что он не способен измениться так, чтобы при своей слабости остаться эффективным. Путин привык быть абсолютным монархом, а ситуация уже такая, что надо быть конституционным монархом, уметь слушать людей и искать компромиссные решения. А он не способен к этой роли.
Скорее всего, после выборов его неадекватность изменившейся ситуации будет возрастать. И довольно быстро это приведет к тому, что политической элите, чтобы сохранить себя, придется пожертвовать Путиным и заменить его на более адекватного лидера. Вряд ли это может принять форму открытого импичмента. Скорее это будет такая полукриминальная разборка, в ходе которой совет воров в законе популярно объяснит, что он должен отойти в сторону и уступить место другому. Это неизбежно.
Эта модель слабого президента предполагает изменения в политической системе, которые уже начинают происходить. Упрощенный порядок регистрации партии — шаг, который предопределяет целую цепочку дальнейших изменений. Люди, зарегистрировав свою партию, вряд ли станут пять лет ждать новых парламентских выборов. Они начнут требовать, чтобы их активность имела какие-то формы реализации. Вполне вероятно, это приведет к досрочным выборам в Думу. И какая-то жесткая позиция и хамские ответы Путина могут только ускорить это процесс.
Что касается митингов: сейчас тактика Кремля — особо не ворошить ситуацию и переждать оставшиеся до выборов семь недель. А когда выборы пройдут, протесты уже не будут иметь серьезного влияния на политическую ситуацию. И тогда митинги в значительной мере заглохнут.
Экономические проблемы могут последовать в первую очередь не из-за ухудшения каких-то внешних факторов, вроде кризиса или проблем в Евросоюзе, а в результате внутреннего положения дел. Кремль не может больше продолжать ту популистскую политику, которая велась последние три года: на это нет ресурсов. Из этой ситуации есть два выхода. Первый: не меняя политическую систему, сокращать социальные расходы. Со следующего года такие меры уже пре-дусмотрены. Но когда перестают давать деньги школам и музеям, это ведет к массовым недовольствам. Второй вариант: сокращать источники доходов каких-то элитных групп. Этот вариант Путину закрыт, поскольку он слабый президент и уже не может ограничивать влиятельных людей. Но проводить болезненные социальные реформы он тоже не может, так как для них нужна высокая степень легитимности, которой у него нет.
Есть два пути, и оба для него закрыты. Такая тупиковая ситуация является дополнительной причиной, по которой Путин не сможет усидеть в президентском кресле шесть лет.
Есть три риска, которые могут резко усугубить ситуацию в России и дестабилизировать ее в любой момент. Первый — это Кавказ (и Чечня, и Дагестан, и Кабардино-Балкария). Там взрыв может произойти в любой момент: cлишком велик негативный потенциал, который копился на протяжении многих лет.
Второй риск — технологическая инфраструктура. Она сейчас находится в ужасающем состоянии, и решить проблему за год-два невозможно. У нас и так почти каждый месяц происходят какие-то сбои, один из них может принять форму технологической катастрофы.
Третий фактор — это управленческий коллапс. Система управления устроена таким образом, что она становится все менее жизнеспособной. Пять лет губернаторы назначаются по принципу лояльности, а не про принципу эффективности. В какой-то момент в одном из регионов может сложиться ситуация, при которой назначенный губернатор, не имеющий никаких навыков публичного политика, неспособный выйти к людям и их успокоить, столкнется с подобным локальным кризисом и не сможет с ним справиться. Небольшой политический кризис, который не сможет урегулировать местная власть, продолжит нарастать и приведет к серьезным последствиям.
Вероятность взрыва на Кавказе по мере приближения Олимпийских игр-2014 будет только возрастать. Сейчас положение на Кавказе характеризуется как личная уния между персоналистским режимом Кадырова и персоналистским режимом Путина. Этот союз с уходом Путина или с превращением его в слабого президента может развалиться. Олимпийские игры были для Путина способом продемонстрировать всему миру, что он решил проблему Кавказа и «поднял Россию с колен». Ради Олимпийских игр Кремль готов давать огромные деньги местным политическим элитам, покупая их лояльность, лишь бы ситуация на Кавказе не обострялась. Но таким образом Кремль не упрощает проблему, а усугубляет ее, потому что в результате растет контраст между местными элитами и основной массой населения. Протестуя против этой ситуации, основное население идет в лес, в ваххабиты — куда угодно, лишь бы продемонстрировать несогласие с существующим положением дел. Таким образом, Кремль дает деньги, увеличивая взрывоопасный потенциал в регионе. А Олимпийские игры блокируют возможность модернизации политических элит и смены старых лидеров на других. Чем ближе Игры, тем больше местные кавказские элиты могут требовать с Кремля денег за свою лояльность.
Самое правильное было бы отказаться от Олимпиады или, пока еще есть время, перенести ее в другое место. Иначе ситуация может выйти из-под контроля в самый последний момент».