Мы стараемся своим примером показать людям, как надо говорить о детях с синдромом Дауна. К сожалению, почти вся наша социальная реклама только принуждает к состраданию. Если показывают детей с инвалидностью, то это черно-белый фон, грустные лица, одиночество: помогите им, смотрите, как у них все плохо. Но дело в том, что им не плохо. Если они с родителями, то им очень хорошо. Чем отличается улыбающийся здоровый ребенок от улыбающегося больного ребенка? Ничем. Он улыбается. Государственные программы и прочие средства — это уже второй вопрос; самое главное — ребенок должен чувствовать себя любимым рядом со своими родителями.
Пропаганду нужно выстраивать так, как это делается во всем мире: вы никогда не увидите фотографию грустного инвалида с просьбой о помощи. Это всегда позитивные принты, светлые улыбки и глаза. Меня очень впечатлил ролик в YouTube с вечеринкой детей с синдромом Дауна.
У нас есть код принуждения к состраданию, потому что это религиозный код — мы жалеем убогих, больных и несчастных. Именно это принуждение очень многих отталкивает, потому что на самом деле мы не хотим никого жалеть, нам неприятно задумываться о проблемах.
Именно позитив может лучше влиять на образованную прослойку общества, которая обычно стоит на стороне абортов и селекции особых детей. Всякое принуждение к состраданию у этой аудитории вызывает невероятную агрессию. Необразованные, бедные люди более склонны к искреннему состраданию и способны к воспитанию особых детей. А те, кто успешен, образован и могут придумать больше оправданий отказаться от такого ребенка, как раз и составляют существующую статистику отказов. У них есть определенный статус, авторитет в обществе, который они боятся терять. Мы с Эвелиной были первыми в шоу-бизнесе, кто открыто рассказал о том, что у нашего ребенка синдром Дауна, и аудитория сразу разделилась на два лагеря — против и за. И как ни странно, самые радикальные противники, по моему опыту, именно образованные люди. Они имеют возможность оплачивать хороших врачей и при малейшем подозрении на проблемы принимают решение об отказе. А простой народ готов принять испытания.
Мы ориентируем свою агитацию не на тех, кто и как готов полюбить и сострадать, — это бессмысленно. Мы пытаемся сообщить что-то людям, скажем так, нашего круга. И с ними можно говорить только языком позитива. Журналисты всячески стараются выдавить из нас слезу, и это понятно — их смотрит народ. Но мы при каждой возможности пытаемся напомнить: у нас все отлично. Например, в твиттере, который ведет наш сын Семен.
У нас очень чуткие курицы! Они несут яйца для каждого члена семьи. Наконец, я дождался свое маленькое! instagr.am/p/SkWSk7mF58/
— Semen Semin (@SemenSemin) November 28, 2012
Чем отличается улыбающийся здоровый ребенок от улыбающегося больного ребенка? Ничем. Он улыбается
Мы называем свои испытания приключениями и относимся к ним как к фану. При этом мы прекрасно понимаем, что нас ждет, и отдаем себе отчет, в какой ситуации находимся. Но только фан, юмор, позитив и самоирония, по нашему мнению, способны открыть самые твердые и циничные сердца.