Дискриминация, вызванная дискриминацией
Франко-американская группа ученых, занимающаяся отношением французов к мусульманам, в 2009–2010 годах проверила гипотезу о том, что дискриминация по отношению к мусульманам на французском трудовом рынке вызвана тем, что мусульмане нетолерантны к женщинам и могут, таким образом, угрожать их сотрудницам.
Для начала исследователи проверили, действительно ли работодатели предпочитают не брать на работу мусульман — или это скорее относится к людям из определенных регионов, независимо от религии. Для этого они разослали работодателям пары поддельных резюме, оба — от граждан Франции сенегальского происхождения, отличающихся только религиозной принадлежностью: один был христианином, второй — мусульманином. Мусульманам перезванивали в 2,5 раза реже.
Для того чтобы проверить, действительно ли мусульмане иначе относятся к женщинам, чем христиане, ученые использовали игру «Диктатор» (классическую в экспериментальной экономике). В эксперименте участвовали 29 мужчин из Сенегала, говорящие на одном языке, иммигрировавшие во Францию в 1970-е, из которых 11 человек были католиками, а 18 — мусульманами. Им всем давали определенную сумму денег, а затем показывали фотографии и имена шести незнакомых им людей: трех французов, предположительно христиан, одного мусульманина из Северной Африки и двух африканцев. Участникам предлагали либо оставить всю сумму себе, либо поделиться с незнакомцами, которых они видят на фотографиях. Никакого давления на них не оказывалось. Чем меньше денег достается в результате определенной группе — тем выше степень дискриминации. Выяснилось, что разница между решениями, принимаемыми христианами и мусульманами из Сенегала, есть: христиане (так же как и мужчины французского происхождения) испытывают больше симпатии к француженкам, чем к французам; мусульмане же не делают никаких предпочтений. Далее, христиане предпочитают женщин-христианок мужчинам-христианам. В то же время сенегальские мусульмане жертвуют больше денег мужчинам-мусульманам, чем женщинам-мусульманкам. Более того, женщины-мусульманки из Сенегала также проявляют признаки нетолерантности по отношению к другим мусульманкам.
Тем не менее все это еще не доказывало, что француз, решая, принять ли на работу мусульманина, думает именно о его отношении к женщинам. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, 50 коренным французам описали предыдущий эксперимент и попросили предположить, как именно его участники распределили данные им деньги. Выяснилось, что французы не ассоциируют религию сенегальцев с их отношением к женщинам. Таким образом, изначальная гипотеза не подтвердилась — дискриминация мусульман французами никак не связана с дискриминацией женщин мусульманами.