Поддельные резюме
В 2004 году гарвардские исследователи Марианн Бертран и Сендхил Муллайнатан составили 4 870 резюме, одна часть которых демонстрировала высокий уровень подготовки и квалификации кандидата, а вторая — низкий. Имя вымышленного кандидата было либо таким, которое большинство американцев считают традиционным для белого населения, либо таким, которое ассоциируется с чернокожим населением США. Эти резюме они разослали работодателям, давшим объявления об открытых вакансиях в чикагских и бостонских газетах. В каждую компанию отправлялось по четыре резюме — два демонстрирующих высокую квалификацию соискателя, одно — предположительно белого, другое — черного, и два похуже, тоже с именами, относящимися к разным расам. В результате работодатели в полтора раза чаще приглашали на собеседование заявителей, которых атрибутировали как белых. При этом у белых соискателей шансы получить положительный ответ зависели от их квалификации, тогда как на шансы чернокожих их подготовка практически не влияла. Это исследование в большем масштабе повторило работу британских социологов Патрисии Прескотт-Кларк и Роджера Джоуэлла 1969 года.
Поддельные резюме с тех пор рассылали в десятках стран мира, выявляя нетолерантность сотрудников отделов кадров к черным, женщинам, инвалидам, немолодым людям и прочим группам, вызывающим ксенофобию. Так, сотрудники Института изучения трудовых отношений в Бонне выяснили, что во Франции и Великобритании в 27 лет устроиться официантом гораздо легче, чем в 47, особенно если живешь в одной из столиц. А сотрудники Калифорнийского университета в Сан-Диего узнали, что в той же Франции людей с мусульманскими именами в 2,5 раза реже приглашают на интервью, чем людей с христианскими именами.
В 2010 году израильские социологи, приложив к резюме фотографии соискателей, пришли к выводу, что красивых мужчин приглашают на собеседование чаще, чем некрасивых, а красивых женщин — реже. Впрочем, дальнейшее исследование показало, что дело не в нетерпимости к красивым женщинам, а в подсознательном соперничестве: 93% сотрудников отделов кадров, анализировавших резюме, — женщины, в большинстве случаев одинокие.
Еще одно исследование такого рода было проведено в январе-феврале 2012 года, и посвящено оно было влиянию гомосексуальности и внешности на успех резюме в Милане и Риме. Выяснилось, что у гомосексуального мужчины на 30% меньше шансов получить приглашение, чем у гетеросексуального (причем чем выше образование, тем больше разрыв), в то время как гомосексуальность женщин на вероятность того, что работодатель ей перезвонит, практически не влияет. К красоте же, как оказалось, итальянские работодатели относятся совсем иначе, чем израильские: тут красивым женщинам перезванивают чаще, чем некрасивым. Впрочем, работает это только для не слишком квалифицированных женщин: рассматривая женские резюме, демонстрирующие высокий уровень образования и опыта, работодатели на внешность соискательниц внимание не обращают.