09
Голосовать кошельком
Деньги правят миром, поэтому самый простой способ что-то изменить — поддерживать рублем все хорошее, наказывать все плохое. В декабре 2005 года канадская независимая организация Ethical Trading Action Group (E-TAG) совместно с независимыми организациями MSN (Maquila Solidarity Network) и AccountAbility (Великобритания) опубликовала очередной доклад под заголовком «Одежда, которую мы носим.
Отчет о прозрачности компаний-производителей». В отчете оценивалось то, насколько фирмы заботились о своих сотрудниках и насколько доступной потребителю была информация, опубликованная компаниями. Каждый из 25 брендов оценивался по специально разработанной британцами из AccountAbility 100-балльной шкале. Больше всех баллов набрали компании Levi Strauss (71 балл) и Nike (69 баллов). Однако такую высокую оценку Nike получала далеко не всегда. В восьмидесятые и девяностые годы эта компания подверглась мощному потребительскому бойкоту из-за использования детского труда в странах третьего мира. Чтобы вернуть своих клиентов, компания резко изменила внутреннюю политику и подход к бизнесу — этический бизнес продается легче. Сегодня ответственные потребители в 20 странах бойкотируют продукты компании Nestlé. Причина бойкота — агрессивный маркетинг заменителей грудного молока в Африке и Южной Америке, которые приводят к повышению детской смертности (подробная информация на www.babymilkaction.org). Бойкот продолжается с 1977 года и уже принес Nestlé громадные убытки. Россия в бойкоте не участвует — зато Nestlé распространяет в российских школах брошюры о «правильном питании», в которых детям вместо бутербродов рекомендуется есть шоколад.
Те же самые принципы работают и в области инвестиций — последовательный человек не станет вкладывать деньги в компании, деятельность которых кажется ему безнравственной. Странно жаловаться, что, скажем, Газпром погубил НТВ и занимается энергетическим шантажом, и одновременно зарабатывать на его акциях.
Активное голосование кошельком, которое из самоотверженного ежедневного подвига радикалов-одиночек к девяностым годам превратилось в повсеместную практику западных потребителей, заставило многие компании пересмотреть свою рыночную политику. Этика и экология хорошо продаются. Имиджевые дивиденды превышают экономию на утилизации отходов, дешевых удобрениях и рабском труде. Именно поэтому старейшая нефтяная компания British Petroleum вдруг превратилась просто в BP и сделала своим девизом Beyond Petroleum («Больше чем бензин»). Именно поэтому отделы «органических продуктов» существуют сегодня практически во всех европейских супермаркетах, даже в самых дешевых. Именно поэтому хорошо продается — и покупается — «этическая» джинсовая марка Edun, придуманная Эли Хьюсон, женой солиста U2 Боно. Легко и приятно платить за джинсы $300, если знаешь, что часть этих долларов пойдет на достойную оплату труда рабочих в Лесото. И если в недалеком светлом будущем вдруг появятся дизайнерские авоськи Dior, Prada и Louis Vuitton, сшитые на этически организованной фабрике где-нибудь в Косове или Дагестане, и модные барышни в «Азбуке вкуса» будут складывать свои модные биойогурты и экосалаты именно в них, а не в одноразовые пластиковые пакеты, то всем от этого станет только лучше.
09
Голосовать кошельком
Деньги правят миром, поэтому самый простой способ что-то изменить — поддерживать рублем все хорошее, наказывать все плохое. В декабре 2005 года канадская независимая организация Ethical Trading Action Group (E-TAG) совместно с независимыми организациями MSN (Maquila Solidarity Network) и AccountAbility (Великобритания) опубликовала очередной доклад под заголовком «Одежда, которую мы носим.
Отчет о прозрачности компаний-производителей». В отчете оценивалось то, насколько фирмы заботились о своих сотрудниках и насколько доступной потребителю была информация, опубликованная компаниями. Каждый из 25 брендов оценивался по специально разработанной британцами из AccountAbility 100-балльной шкале. Больше всех баллов набрали компании Levi Strauss (71 балл) и Nike (69 баллов). Однако такую высокую оценку Nike получала далеко не всегда. В восьмидесятые и девяностые годы эта компания подверглась мощному потребительскому бойкоту из-за использования детского труда в странах третьего мира. Чтобы вернуть своих клиентов, компания резко изменила внутреннюю политику и подход к бизнесу — этический бизнес продается легче. Сегодня ответственные потребители в 20 странах бойкотируют продукты компании Nestlé. Причина бойкота — агрессивный маркетинг заменителей грудного молока в Африке и Южной Америке, которые приводят к повышению детской смертности (подробная информация на www.babymilkaction.org). Бойкот продолжается с 1977 года и уже принес Nestlé громадные убытки. Россия в бойкоте не участвует — зато Nestlé распространяет в российских школах брошюры о «правильном питании», в которых детям вместо бутербродов рекомендуется есть шоколад.
Те же самые принципы работают и в области инвестиций — последовательный человек не станет вкладывать деньги в компании, деятельность которых кажется ему безнравственной. Странно жаловаться, что, скажем, Газпром погубил НТВ и занимается энергетическим шантажом, и одновременно зарабатывать на его акциях.
Активное голосование кошельком, которое из самоотверженного ежедневного подвига радикалов-одиночек к девяностым годам превратилось в повсеместную практику западных потребителей, заставило многие компании пересмотреть свою рыночную политику. Этика и экология хорошо продаются. Имиджевые дивиденды превышают экономию на утилизации отходов, дешевых удобрениях и рабском труде. Именно поэтому старейшая нефтяная компания British Petroleum вдруг превратилась просто в BP и сделала своим девизом Beyond Petroleum («Больше чем бензин»). Именно поэтому отделы «органических продуктов» существуют сегодня практически во всех европейских супермаркетах, даже в самых дешевых. Именно поэтому хорошо продается — и покупается — «этическая» джинсовая марка Edun, придуманная Эли Хьюсон, женой солиста U2 Боно. Легко и приятно платить за джинсы $300, если знаешь, что часть этих долларов пойдет на достойную оплату труда рабочих в Лесото. И если в недалеком светлом будущем вдруг появятся дизайнерские авоськи Dior, Prada и Louis Vuitton, сшитые на этически организованной фабрике где-нибудь в Косове или Дагестане, и модные барышни в «Азбуке вкуса» будут складывать свои модные биойогурты и экосалаты именно в них, а не в одноразовые пластиковые пакеты, то всем от этого станет только лучше.