В своем самом знаменитом спектакле Мэттью Боурн перенес действие балета Чайковского в современный Лондон — и всех лебедей у него танцуют мужчины. Эта классика, которая сегодня уже кажется даже слегка устаревшей, — однако, оказывается, тем, кто успел увидеть ее в 2007 году, повезло. Боурн не скандалист, не сотрясатель устоев — гомосексуальная тема есть в такой огромной части современных европейских спектаклей, что, похоже, подросткам теперь придется обойтись одним Станиславским.
Марина Давыдова театральный критик, куратор, главный редактор журнала «Театр» |
«Что касается драматургии, то, скажем, такой жанр, как европейская комедия, весь строится на так называемых гендерных перевертышах — не обязательно шерстить всю эпоху Возрождения с лупой, но, скажем, в раннем Шекспире гомосексуальные мотивы эксплицитно присутствуют.
Но что еще важнее понимать — не существует какого-то единого мирового культурного пространства. Само отношение к гомосексуальности менялось с течением времени. Если для античности, скажем, это норма жизни и нам придется выбрасывать из нее добрую часть как фикшна, так и философии, то в Европе все было совсем иначе: у Шекспира тема присутствует как допустимая игра, а в викторианской Англии она, как напоминает нам случай Оскара Уайльда, и вовсе невозможна. Но дело в том, что мир фантастически изменился только за последние 20–30 лет, когда западная цивилизация проделала огромный путь к свободе и преодолению любой репрессивности. И в этом смысле такой закон — движение вспять. Я вижу огромное количество спектаклей, где эта тема присутствует абсолютно явно. Но если сказать режиссерам этих спектаклей: «Ваш спектакль про гомосексуализм», они очень сильно удивятся. И не потом, что стесняются, просто и в «Ангелах в Америке» Тони Кушнера, и в спектакля Кшиштофа Варликовского, и у Деклана Доннеллана эта тема — только одна из болевых проблем современного общества. Каминг-аут давно уже сделан, и выделить — как мы выделяем, например, детский театр — театр гомосексуальный уже невозможно. Придется напалмом выжигать все, что появляется на современных европейских театральных фестивалях. Ни Кейти Митчелл, которая любит ставить Вирджинию Вулф, ни Мэттью Боурна уже не привезти, и мы сами обрекаем себя на культурное прозябание».