В разгар непрекращающихся разговоров об увольнениях в медиасреде, с легкой руки Филиппа Дзядко названных «звеньями гребаной цепи» (после ухода Филиппа Дзядко из БГ были закрыты журнал Citizen K и старый OpenSpace.ru), бывший кинокритик «Афиши» Роман Волобуев выступил с неожиданной проповедью на «Дожде». Он упрекнул коллег-журналистов в том, что за закрытиями изданий и увольнениями главных редакторов все они хотят видеть «атаку на свободу слова», а заявления инвесторов о нерентабельности изданий считают просто отговорками.
«Мне кажется, что медиа немножко сошли с ума. В России это особенно заметно. Мы играли, или нам казалось, что мы играем, такую важную роль в жизни общества, что у нас немножко развилась мания величия. Мы почему-то забыли, что наша работа — отражать реальность. Нам гораздо больше нравится проповедовать и призывать. Мы очень любим делать журналы «для своих» и почему-то страшно злимся, когда кто-то другой не хочет платить за бумагу, на которой они напечатаны. Мы не замечаем, когда нас перестают слушать. У нас нет больше миссии, но чувство важности этой миссии почему-то осталось».
Проповедь Волобуева вызвала массу критики, но не столько из-за основного смысла, сколько из-за упоминаний в несколько пренебрежительном ключе болезненных для медиасреды событий. В первую очередь она вызвала возмущение у людей, имеющих непосредственное отношение к пострадавшим изданиям.
Демьян Кудрявцев, бывший гендиректор холдинга «Коммерсантъ» (куда входил и Citizen K), попытался одним ударом отомстить и Волобуеву, и «Дождю», показавшему проповедь.
В комментариях появился проповедник Волобуев, чтобы объяснить, что же он на самом деле хотел сказать.
В ответ Кудрявцев попросту обвинил его в отсутствии души и образования.
За Волобуева попыталась вступиться Татьяна Лысова, главный редактор конкурирующих с «Коммерсантом» «Ведомостей». Лысова заявила, что журналистам «гулять можно только на свои» и немедленно получила отповедь от Кудрявцева.
После чего Лысова удалилась из дискуссии.
У Волобуева нашлись и другие защитники.
К дискуссии неожиданно присоединилась глава РИА «Новости» Светлана Миронюк — чтобы, в свою очередь, пожаловаться на тяжелую судьбу государственных СМИ.
Ее появление едко прокомментировал создатель Slon.ru и медиаменеджер Леонид Бершидский.
Над спором медиаменеджеров пришел поиронизировать Габрелянов-младший, исполнительный директор News Media.
Выступил и главный редактор The Village Игорь Садреев.
Отдельная дискуссия развернулась у Григория Ревзина, автора Citizen K и героя одной из обложек журнала, которые так не понравились Волобуеву. Ревзин, однако, отреагировал не на саму проповедь, а на программу Ксении Лариной на «Эхе Москвы», в которой та заявила, что любит Волобуева.
«Я не стал этого писать после проповеди господина Волобуева, потому что, считаю, такие поступки надо встречать молчанием. Но я не понимаю вас, Ксения. Есть люди, которые так хотят чувствовать, что все в порядке, так боятся беды, что публично выходят и начинают доказывать, что те, за кем пришли, они сами виноваты, нечего было так себя вести, и власти, в сущности, и правы и ни при чем одновременно, и надо возвращать кредиты за свободу, и вообще роль интеллигента — думать о народе, а не какать в родное гнездо, которое платит им зарплату. Ну, их можно, вероятно, пожалеть, таких людей, хотя это не всем дано и у многих они вызывают скорее брезгливое чувство. Но как вы можете заканчивать беседу с таким человеком словами, что вы его любите, я не понимаю. За что вы его любите? За то, что он был талантливым критиком? Он им и остается. Это извиняет то, что он поступил как подонок? «Я вас люблю». Е-мое. Как — вы — можете — это — говорить — Волобуеву?» — написал Григорий Ревзин.
С ним поспорила Ольга Алленова (из того же ИД «Коммерсантъ»).
Свой пост в защиту Волобуева написал Александр Тимофеевский (из когда-то бумажной, а теперь интернет-версии журнала «Русская жизнь»).
За Волобуева вступилась и фотограф, галерист, когда-то фотодиректор «Афиши» Ирина Меглинская.
Одна из жертв «гребаной цепи» Глеб Морев (бывший OpenSpace) не согласился с Тимофеевским и Меглинской.