«Детский мир» архитектора Душкина сейчас ждет большой реконструкции — советского духа там скоро не останется
Фестивальная Москва
В 1956 году Никита Хрущев с трибуны XX съезда разоблачил культ личности Сталина, а годом позже сделал Москву открытым городом, пригласив в нее иностранных гостей Фестиваля молодежи и студентов. Началась эпоха «оттепели», подарившая Москве стиляг, памятник Маяковскому и торговые автоматы. На смену тяжеловесному ампиру сталинских высоток пришел ностальгирующий по двадцатым лаконичный модернизм хрущевок и Калининского проспекта.
Одинаковые разные дома на «Алексеевской»
По иронии судьбы, самые парадные объекты послевоенной Москвы — высотки, ВСХВ, Кольцевая линия метро — Сталин так и не застал, их доделали после его смерти. Декабрь 1954 года стал поворотным в советской архитектуре — Хрущев в своем выступлении разгромил архитекторов за увлечение излишествами. Начавшись с отказа от башенок и парадного декора, дело дошло до полного отказа от сталинского стиля. Размах борьбы с излишествами был так велик, что на время парализовал строительство крупных парадных зданий. И поныне в Москве немало фасадов, хранящих следы тех времен, — например, одинаковые здания у метро «Алексеевская»: у одного парадный фасад, у другого — куцый. У домов 40 и 50 на Фрунзенской набережной часть фасадов с богатой отделкой, часть со скромной, а часть вовсе без нее.
просп. Мира, 114—122
Фрунзенская наб., 40, 50
«Детский мир» и красные дома
«Детский мир», Театральный пр., 5
Красные дома, Строителей, 4—6
Стекляшка в Коптево
Просторные кафе со стеклянными стенами-витринами — подражание западной моде — появились в Москве в разгар хрущевской оттепели. Увы, дешевые материалы (алюминий и пластик) — довольно быстро состарились и кафе стали выглядеть довольно убого. В брежневские времена в них стали размещать простецкие пельменные и блинные, а за последние годы большинство снесли или перестроили. Одна из неперестроенных стекляшек и поныне цела на улице Космодемьянских в Коптево — теперь в ней размещается вполне современное кафе, но внешний вид и планировка прежние.Зои и Александра Космодемьянских, 6б
Памятник венгерско-советской дружбе
Еще один памятник фестивалю 1957 года — парк Дружбы возле метро «Речной вокзал». Посаженный гостями фестиваля из разных стран мира, он тогда же был украшен двумя скульптурами работы Веры Мухиной. Чуть позже здесь появился монумент в честь вечной венгерско-советской дружбы — один из самых бессмысленных и конъюнктурных памятников советской Москвы, который стоит до сих пор в целости и сохранности, хоть и немного обветшал.Парк Дружбы
Универмаг «Москва»
Универмаг «Москва» на Ленинском проспекте — детище хрущевского соревнования с Западом. Открытый в 1963 году, он стал экспериментальной площадкой для внедрения новых технологий. Здесь появилась первая реклама по внутреннему радио о поступлении новых товаров в продажу и система телевизионной справки. Поднять торговлю на европейский уровень в СССР не вышло: дефицит на товары и огромные очереди уравняли его со всеми прочими учреждениями советской торговли. Сейчас от советского времени остался только фасад.Ленинский просп., 54
Кинотеатр «Ракета» («Улан-Батор»)
Построенный в 1959 году в первом образцовом квартале хрущевок кинотеатр с романтичным названием «Ракета» (ныне «Улан-Батор») — это одно из немногих московских зданий, где сохранились подлинные неоновые светильники пятидесятых годов, сочетающие тяжеловесную основательность сталинского стиля с аскетичным хрущевским модернизмом.
Гримау, 12
Детский сад с трамваями и фестивальный фонарь
В переулке Расковой, расположенном неподалеку от начала Ленинградского проспекта, сохранились два небольших, но уникальных артефакта советской эпохи. Во дворе дома №24 можно увидеть фонарный столб с символикой молодежного фестиваля 1957 года — пятилепестковый цветок с римской цифрой VII посередине. А в расположенном по соседству детском садике стоят две деревянные беседки в виде довоенных трамвайных вагонов, столь знакомых по кинохронике старой Москвы.
Детский сад, пер. Расковой, 14/22
Фонарь, пер. Расковой, 24, корп. 1
Круговая панорама: на 11 экранах, создающих полный обзор, до сих пор крутят короткометражки
Круговая кинопанорама на ВДНХ
Истинное чудо советской техники, открытое в 1958 году и тут же лишившее клиентуры панорамный кинотеатр «Мир» на Цветном бульваре — у того-то экран охватывал лишь сектор круга, а здесь полный обзор, 11 экранов… По счастливому стечению обстоятельств кинопанорама дееспособна по сию пору: почти каждый день здесь происходит 2—3 сеанса антикварных короткометражек с неподражаемыми названиями: «Возьмите нас с собой, туристы», «Родники неиссякаемые» и так далее.просп. Мира, ВВЦ, Южный вход
Круглый дом
Внедренное Хрущевым типовое панельное домостроение своеобразно стимулировало игру ума советских архитекторов. Если нельзя экспериментировать с формой здания, то можно их художественно размещать. Появились кварталы, где панельки расставлены в виде всевозможных зигзагов и елочек. Но дальше всех шагнул коллектив архитекторов под руководством Е.Стамо, который придал в середине 60-х параллелепипеду панельки идеальную форму круга. Во дворе круглого дома на Довженко, 6, можно ощутить всю мощь советской жилищной доктрины.
Довженко, 6
Центральный дворец пионеров успешно пережил пионерию: здесь по-прежнему тьма кружков и секций
Панно из керамики и эмали на Центральном дворце пионеров (Московский городской дворец детского (юношеского) творчества)
Хрущевская воля к простоте и минимализму форм вызвала некоторое уныние среди архитекторов, зато художники-монументалисты были очень довольны. Появилось множество огромных прямоугольных плоскостей, которые можно было покрыть фресками, мозаиками и барельефами. Все это узорочье в пику сталинскому соцреализму называется суровым стилем. Один из характерных примеров — декоративное панно из керамики и эмали на основном здании Дворца пионеров. Весь образцово-показательный комплекс занимает площадь 56 гектаров, состоит из восьми зданий и пруда. Дворец пережил пионерскую организацию и функционирует до сих пор, там по прежнему тьма кружков и секций.Воробьевское ш., 1/11
Автомойка и автостоянка под Савеловской эстакадой
Блестящий пример функционализма 60-х являет собой Савеловская эстакада, строительство которой началось в 1963 году. В углу, образованном при въезде на Сущевский Вал, под ней была устроена автомойка, а напротив — при спуске на Масловку — остекленный гараж. Ни мойка, ни гараж с тех пор почти не изменились и являются памятниками ненавязчивому советскому автосервису. Особенно красива стекляшка гаража ночью со спящими автомобилями внутри — кадр из советского фильма про таксистов.