Мастерская Wood Deed занимается разработкой интерьеров для магазинов и шоу-румов. Она делала интерьер для, например, Tsvetnoy Central Market и магазинов Physika и Mood Swings Apartment Store.
Алексей Иншаков, сооснователь |
«Нашему делу скоро будет два года, до этого мы работали в мерчандайзинге и ретейле — оформляли витрины и залы. В это время Артем как раз обставлял себе дом разными странными штуками. Мы решили: почему бы не попробовать перенести наши идеи в торговые залы? У нас был опыт — мы понимали, под каким углом надо поставить ту или иную конструкцию, чтобы товар красиво смотрелся. Какую деталь добавить, чтобы сделать из куча-мала инсталляцию.
Торговым оборудованием занимаются, как правило, либо столяры, которые делают без фантазии, либо высококлассные архитекторы, которые изготавливают какую-то единицу и смотрят на нее как на отдельный объект, ценный сам по себе. А мы создаем цельную картинку из множества мелких деталей, адаптируем все под конкретное пространство. Это, кстати, неслабый физический труд: разгрузка-погрузка, перевозка тяжеленных изделий.
Собственно, открыть производство было несложно. Не имей сто рублей, а имей одного хорошего друга. Наш друг Олег Исаев расширял свое производство — Loft Design, и у него было свое помещение в бизнес-парке «Кожевники». Мы арендовали у него уголок, чтобы ваять там наши мелкие штучки. Олег научил нас многому. Настоящий мастер, буквально родился в этих опилках: у его папы было мебельное производство. Без него мы сидели бы сейчас в гараже, мастерили подставочки.
Очень много денег уходит на качественный инструмент. Мы сначала хотели сэкономить — и получили большую коробку лома. Инструмент не был рассчитан на производственные масштабы: дачу построил — и выбросил. Теперь покупаем только дорогущий, зато надежный. Тут ничего не поделаешь: приходится платить за лобзик 15 тысяч рублей вместо полутора тысяч».
Артем Летунов, сооснователь |
«Очень пригодились связи в ретейле: с самого начала появлялись заказчики, которые нам доверяли и предлагали разработать дизайн самим. Ребята из «Цветного» оказались прямо идеальными клиентами.
Мы совершенно иначе представляли себе развитие событий. Думали, все будет потихонечку, но все так разошлось, что приходится задумываться о большом производстве: мини-мастерской уже мало. В бизнесе успех тоже бывает неожиданным.
Мебельное производство не золотая жила, конечно. Хотите зарабатывать много денег и ничего не делать — занимайтесь недвижимостью.
Качественное дерево, точнее массив, на рынке не купить — как правило, это сырой материал, который не годится для производства мебели. В Москве мы работаем с двумя проверенными поставщиками: Bohmans — это скандинавская компания с филиалами в России — и Woodstock — это российская фирма. У них же покупаем шпон.
С фурнитурой в России большие проблемы. Есть супердорогая, но она архитектурная и для нашего стиля не подходит. Алексей был на Шри-Ланке и привез пять килограммов фурнитуры. Нашел на шри-ланкийском рынке типа каширского строительного. Латунь, сделано современным кустарным способом, но выглядит классно, как будто это старинные вещи. Здесь такого просто не найти. Наверное, потому что спрос небольшой: если у большинства людей дома евроремонт, все «чистенько и красиво», зачем им латунные ручки на двери?
В нашем деле два пути — либо у тебя есть деньги, либо у тебя есть связи. Если есть деньги, ты покупаешь производство, рассчитываешь срок окупаемости, вкладываешь средства, потом еще вкладываешь, набираешь клиентскую базу, приобретаешь опыт или сразу нанимаешь людей с опытом. Если больших денег нет, нужно постепенно, своими силами и через знакомых искать клиентов. Связи, как в Средние века, можно завязать на ярмарках. Например, на «Ламбада-маркете» много людей, которые занимаются продажами, и им тоже не хватает простого, но интересного торгового оборудования.
По мне, так малым бизнесом в Москве (не знаю, как в России) заниматься интересно и весело. Я всегда иду на работу с гордо поднятой головой, потому что иду к себе, делать свое дело, как бы наивно это ни звучало».