Цены все чаще определяет продавец, не оглядываясь ни на что. «Рыночная стоимость базовых продуктов питания вроде зерна и картофеля настолько низка, что фермеры зачастую не окупают даже затрат на их производство. Цены устанавливают торговые компании, чьи решения не связаны или очень слабо связаны с природой продуктов, которые они продают, – пишет Стил. – В 2002 году сеть Wal-Mart решила снизить цену на бананы сразу на треть – это был чисто рекламный ход, поскольку потребители, как давно известно в отрасли, покупают бананы в одном и том же количестве независимо от их розничной цены. Такое решение немедленно привело к общемировому обвалу цен на этот товар. Другие розничные сети вынуждены были последовать примеру Wal-Mart, выкручивая руки поставщикам, а те, в свою очередь, переложили убытки на плечи производителей в странах Карибского бассейна, которым в результате заплатили за выращенные бананы меньше себестоимости».
И это не только проблема бедных стран: из 70–80 пенсов, которые британцы платят за литр молока, производители получают лишь 18, да еще и терпят убытки – 3 пенса на литр (то есть несколько крупных производителей работают с прибылью, а многие другие постепенно разоряются).