Зенебе Кинфу (Эфиопия), кафедра массовых коммуникаций филологического факультета РУДН им. Патриса Лумумбы
О переезде в Москву
В Москву я приехал в 1989 году, а через год поступил в РУДН, потом была магистратура и аспирантура, где я и начал преподавать в 1997 году. Сейчас я преподаю в разных вузах, но основное мое место работы – Российский университет дружбы народов.
Основная сфера моих интересов – внешняя политика и международная журналистика. Когда я начал преподавать, эта сфера только-только зарождалась, и мы с коллегами разрабатывали концепцию внешней политики России, а сейчас созданы специальные СМИ, которые занимаются формированием имиджа за рубежом. Нынешние студенты активно интересуются международными отношениями.
О российских и иностранных студентах
У меня в группе есть иностранные студенты, но большинство – ребята из России. Я встречаю студентов-журналистов (в основном я преподаю у них) начиная с третьего курса. К этому времени у них формируется понимание, какой предмет учить, а какой прогуливать. Русский студент быстро делает, но его нужно сначала «разбудить». Он может сделать все за неделю – скорость работы очень большая! У иностранцев уровень знаний, как правило, выше, потому что они прошли очень строгий отбор у себя на родине. Но им приходится сложнее: кроме академических проблем на них влияют и жизненные заботы. Поэтому иностранцы стараются сделать все пораньше, у них больше вопросов, им нужно больше помощи. А русский студент – он на своем месте, он говорит на своем языке, и психологически чувствует себя более стабильно.
О выборе профессии
Каждый год на экзамене у третьего курса я задаю вопрос: «Считаете ли вы, что правильно выбрали профессию?» В течение пятнадцати лет три четверти моих студентов отвечают, что ошиблись с выбором профессии. В основном это говорят русские студенты.
В России не развита система профориентации. Поэтому школьник выбирает профессию мамы, папы или дедушки, а после окончания первого курса разочаровывается. А потом либо идет на второе высшее, либо работает на нелюбимой работе.
Когда я приехал в Россию, я знал, что такое журналистика. В Эфиопии школьники сдают экзамены наподобие ЕГЭ после четвертого, восьмого и двенадцатого класса. В девятом классе они выбирают гуманитарное, естественное или техническое направление. И в зависимости от направления школьники изучают различные профессии: кто-то идет дерево пилить, кто-то металл обрабатывать, кто-то просто теории изучает.
Иностранцы отвечают в основном, что они готовы работать в журналистике. Но не все – китайские студенты, например, всегда сомневаются, пойдут ли в профессию. В основном они уходят в политику, туризм или торговлю. Очень редко, один-два человека говорят: «Да, я умею писать, я пойду в журналистику».
Наверное, это человеческая природа: мы всегда сомневаемся в своих силах. Чем больше мы узнаем, тем больше сомневаемся. Это нормально.
О нежелании взрослеть
Да, многие не хотят взрослеть, но я не сказал бы, что большинство. Нынешнее поколение стало более сознательным, более точным, более агрессивным, – они знают, что и как делать. Как бы ни ругали старую систему… Раньше многим обеспечивало государство: университет окончил, тебя распределили-устроили, а потом дали квартиру и должность. А теперь человек сам берет ответственность за свою жизнь. К четвертому курсу почти все студенты работают – большинство в рекламном бизнесе и в event-агентствах.
О дружбе народов
Ребята из разных этнических групп общаются, дружат, учатся друг у друга языку, литературному и нелитературному. Они влюбляются, женятся, рожают детей. Но есть одна тонкость.
Я всегда спрашиваю: «Вот это твой друг, кабардин. Ты считаешь его своим другом? А сможешь ли ты его домой на чай пригласить?» И девушка, которой я задаю этот вопрос, начинает глаза опускать.
Когда соседи видят, что пришел неизвестный – черный, желтый, белый, непонятный, – они уже обсуждают. А ребята боятся этого осуждения. Никто ничего плохого не делает, но на глаза боишься показаться.
Это нормально, это жизнь, в любой стране так. Одна моя сокурсница вышла замуж и уехала жить в Африку. Когда из деревни приехала бабушка знакомиться со своей новой родственницей, она увидела мою подругу и спросила, почему у нее нет кожи – она белая, а там все черные.
О московских и российских студентах
Разница между московскими студентами и приезжими из России в том, что ребята из регионов более старательные. Они понимают, что их достижения в жизни зависят только от них. А ребята из Москвы… Они очень разные, но есть такое наблюдение, что в основном опаздывающие на пары – это москвичи. И почему-то между ними есть большое недоверие друг к другу. Я не знаю, почему так.
Я веду предмет «Регионалистика», где я требую от студентов, чтобы они рассказывали о своей родине. Среди студентов это популярный курс: всегда ходит много людей, всегда много споров и обсуждений. К сожалению, в школе почему-то не рассказывают о регионах России, каждый знает свою территорию, а дальше – нет. Я мало путешествую по России, но знаю ее не хуже, чем мои студенты. По сравнению с Эфиопией Россия большая, в голове карта не помещается! Страна очень большая и очень разная. Вот вы можете нарисовать карту России и указать каждый регион? Вот-вот. Свою страну я рисовал, когда еще был школьником.
О жизни в Москве
С 1989 года живу в Москве, и Москву я знаю лучше, чем некоторые москвичи. Москва очень быстро изменилась, у нее сумасшедший темп развития. Так же, как и у России. Комфортно ли мне здесь? Тепла и солнца, естественно, не хватает – полгода ходим закутанные. А с точки зрения образования, общения, дружбы мне тут комфортно.
В Москве не хватает таких стадионов и спортивных площадок, куда могли бы прийти иностранцы, где было бы безопасно. Здесь всегда были проблемы с транспортной нагрузкой, хотя за последние два года мэр Собянин добился двух вещей, которым я рад: стало намного меньше пробок, а вот количество парков, наоборот, увеличилось. А так все есть в Москве.
Любимых мест в Москве много, но самые главные – это, конечно, РУДН, Подмосковье и центр города, в районе Охотного Ряда и Красной площади. Еще мне очень нравится Поклонная гора, а в бункер Сталина я всегда вожу иностранцев.