Принцип финансирования школ
Официальная: нормативно-подушевое финансирование. Школа получает определенную сумму на каждого ученика. Старшие классы «стоят» больше, чем младшие.
Альтернативная: нормативное финансирование, при котором не менее 30% финансовых средств учреждение получает по смете, независимо от количества обучающихся, а остальные средства — по подушевому принципу.
Рачевский: «Сметное финансирование позволяло директорам обманывать чиновников, вписывая в смету дополнительные расходы. К тому же, если школа, например, экономила на краске для пола, она не могла перераспределить эти средства на что-то другое. А вариант с 30%-ной сметой может привести к нарушению принципа справедливости. Ведь не секрет, что в Москве был кластер «приближенных» школ, которые могли выбить деньги у департамента на какие-то свои нужды. А в случае с малокомплектными сельскими школами вопрос надо решать индивидуально. Они могут заключить с государством дополнительное соглашение на целевое финансирование».
Смолин: «Нормативно-подушевое финансирование в чистом виде не используется ни в одной стране. Британцы опробовали эту схему в 1990-х, но отказались: она привела к неравенству возможностей. Пришлось разработать дополнительные механизмы финансирования, компенсирующие недостатки этой системы. У нас она приведет к уничтожению малокомплектных школ. До начала 2011 года в России прекратили свое существование 20 300 сельских школ и 15 000 — за период, когда министром был Фурсенко».