Анастасия Иванова Фотограф, 3 года зарабатывает фрилансом |
«Как таковых причин, необходимости или же взвешенного решения «Все, буду фрилансером» не было. Во многом я перешла на этот график из-за опыта отца: он также работает в таком формате, сперва он был уличным художником, а затем перебрался на ниву развлекательным услуг — работает шаржистом на мероприятиях. Нестабильный график и проектная работа никогда не пугали ни меня, ни моих родственников, всегда перед глазами был успешный пример.
Уже 4–5 лет я работаю репортажным фотографом мероприятий. Настоящей работы никогда не имела (за исключением месячных подработок вроде курьера) да и не думала о ней. Да и отец помог наладить сотрудничество с организаторами мероприятий, рекламируя и рекомендуя своим друзьям из индустрии. Так студенческие подработки превратились в стабильный заработок уже через 2–3 года
Заработать себе на жизнь фрилансом возможно, по крайней мере в индустрии фотоуслуг. Есть такое понятие, как «сезон» и «не сезон», это разделение завязано как на общепринятых праздниках (Новый год, свадебные месяцы, выпускная пора), так и на психологических особенностях, возможности траты денег потребителем. Например, октябрь-ноябрь не предполагает под собой активных вливаний в праздники, во-первых, потому что праздников толком и нет, а во-вторых, потому что осень дает о себе знать, да и веселое лето/золотая осень проели дыру в бюджете. Работа в сезон кормит тебя в несезонные месяцы, эти риски стоит учитывать и распределять личный бюджет помесячно на год вперед.
Фотограф на фрилансе — моя единственная профессия, я работаю не по графику, я выполняю план, ориентируясь на дедлайны. За годы сложился некий условный график работы: выходные — выездные съемки, понедельник — развоз выполенных заказов, вторник-четверг — постпродакшн полученного материала. И от того, насколько я быстро выполню план, и зависит количество выходных на неделе.
Подводные камни в основном связаны с человеческим фактором. Как представитель творческой профессии я не ожидала, что придется ломаться под заказчика и требования рынка в целом, нарабатывать те качества, которые казались довольно посредственными и наоборот. Например, знание искусства и классики фотографии оказались не столь важными для работы на корпоративах и не отразились на качестве итогового материала, куда более важными показателями профессионализма оказались технические аспекты творчества. Оказалось, что композиция, хоть и подсознательно воспринимается зрителем, но даже близко не подходит по значимости с любым упоминанием бренда на фотоснимке. К слову, такие понятия, как имидж компании и брендинг, абсолютно неожиданно всплыли при работе с первыми серьезными заказчиками, тогда и стало понятно, в чем особенность выбранной профессии. Оказалось, что человек творческой профессии не требуется, необходим качественный ремесленник. Это не относится к свадебной фотографии.
Необходимость оформления ИП остро встала в последний год профессиональной деятельности. Естественный путь карьерного развития привел к довольно серьезным людям, которые хотят сотрудничать по закону и по максимальной выгоде. ИП вообще придает значимость твоей деятельности. Я нахожусь на стадии сбора информации и документов для его открытия
Назвать себя дисциплинированным и организованным человеком не могу, но одно знаю точно — я трудоголик. А что еще более важно для фриланса — это понимать значение слова «надо». И это слово относится не к какому нибудь пузатому дядьке над тобой, слово «надо» относится только к тебе, к твоему будущему и благополучию. Ответственность, трудолюбие и целеустремленность — основные качества, которыми должен обладать фрилансер».