Дом Бройдо в Плотниковом переулке |
Дом известен также как «Дом-шарж» и «Дом с голыми писателями». Построил его в 1907 Николай Жерихов, один из самых востребованных архитекторов московского модерна, любивший украшать фасады скульптурой. Доходный дом Бройдо — не исключение: вдоль второго этажа идут барельефы в человеческий рост, изображающие процессию известных поэтов и писателей — Гоголя, Тургенева, Толстого — в античных одеждах и в объятиях муз. Эти барельефы были сделаны скульптором Синаевым-Бернштейном для Музея изящных искусств, но Цветаев отверг их за фривольное содержание.
Уникальные барельефы, уже давно начавшие разрушаться, находятся в очень плохом состоянии, и об этом жители дома написали немало писем. Этим летом дом включили в программу реставрации фасадов, но никаких изменений не произошло.
Ольга Богданова специалист по связям с общественностью, работает в соседнем здании |
«Я работаю в информационном доме ООН, который расположен рядом. Я видела, как барельефы на этом доме становятся все хуже, как от них отваливаются куски, и я удивлялась, почему люди, которые живут в этом доме, ничего не пытаются делать. Я знала, что есть программа ремонта фасадов, и написала на имя Собянина и в Департамент капремонта. И неожиданно мне пришел ответ: да, этот дом включили в программу ремонта фасадов. Я очень порадовалась. Но после этого — молчание ягнят. Я звонила, искала исполнителей, а потом выяснилось, что программный ремонт фасадов — это просто все замазать, покрасить поверху. А эти барельефы требуют совсем другой работы, другого уровня квалификации людей. И совсем других денег, чем те, что выделены по этой программе. И вот дело опять заглохло. Дом сыпется на глазах — за последнее время отвалились две головы, одной уже нет вообще. На углах просто кошмар. Хотя, может, и хорошо, что они его сейчас не трогают: я видела, как это делают неквалифицированные рабочие, они бы просто посшибали все, что осталось, и мы бы потеряли больше, чем приобрели».