Протоиерей Владимир Шмалий О духовных рисках работы в Отделе внешних церковных связей и о мучительной реформе духовного образования |
«Если и можно говорить о какой-то моей карьере, то у меня она скорее академическая, чем иерархическая: я не приходской священник, а преподаватель и сотрудник церковного учреждения.
Я родился в Норильске, после школы поступил в московский Физтех. С одной стороны, я хотел убежать от советской действительности — мне казалось, что в академическом учреждении это сделать легче всего: можно просто заниматься наукой. Кроме того, у меня был серьезный познавательный интерес — я считал, что физика дает ответы на фундаментальные вопросы, и я смогу понять, «как все устроено». Но потом возникли предельные вопросы (вопросы, ответы на которые не могут опираться на эмпирические данные. — БГ), и можно, наверное, сказать, что от физики я перешел к метафизике. Важным этапом на пути к крещению стал Достоевский. Евангелие я прочел в Физтехе — его мне дали на одну ночь, как раз перед экзаменом. Потрясение было сильнейшее. Идея стать священником возникла позже. Этому предшествовала очень важная встреча — в Троице-Сергиевой лавре, с моим будущим духовником.
«Я работал в ОВЦС и преподавал, а священство стало лишь одной из работ — в этом заключается определенный внутренний конфликт»
Когда я поступал в семинарию, у меня была мечта — стану священником, поеду в деревню. После первого года обучения я думал, что все — я уже ушел из «этого мира». Мне было тяжело выходить за стены лавры. Но одновременно с обучением в семинарии началась моя работа в ОВЦС (Отдел внешних церковных связей Московского патриархата. — БГ) — так что из мира я никуда не ушел. Для меня это было сложное решение: с одной стороны, интересная работа, а с другой — серьезные духовные риски. Я был глубоко убежден, что священник не может совмещать свое служение с чем-то еще, но после совета с духовником решился. Я работал в ОВЦС и преподавал, а священство стало лишь одной из работ — в этом заключается определенный внутренний конфликт. В ОВЦС я занимался проектом по развитию религиозного образования и диаконии, благодаря которому, кстати, познакомился с будущей женой. Тогда открылась масса возможностей для церкви, но нам казалось, что это короткий промежуток свободы, за которым последуют новые гонения, и поэтому надо сделать максимум. Позднее я отвечал за контакты со Всемирным советом церквей и за диалог с древними восточными церквами.
В 1997 году я стал секретарем Богословской комиссии — это совещательный орган Синода. Главная его задача — экспертиза по тем или иным доктринальным вопросам, подготовка вероучительных документов. В профессиональном плане эта работа означала для меня приближение к самым важным смыслам православия.
Я был проректором по научной работе Московской духовной академии. Шла реформа духовного образования — долго, мучительно. Реформы осуществлялись в консервативной среде и не очень получались. Это был до некоторой степени травмирующий опыт.
При патриархе Кирилле была создана наша Общецерковная аспирантура и докторантура — фактически формирующая новую модель духовного образования. Это детище патриарха, а возглавляет это учреждение митрополит Иларион (глава ОВЦС. — БГ) — человек талантливый, европейски образованный, открытый новому. Это главная моя мотивация работать — должно быть интересно».