Реакция человека на антикризисную реклама, по мнению психологов, зависит от того, на какой стадии принятия кризиса находится сам человек. Если вы в шоке, чувствуете себя неуверенно и боитесь, что не купите какой-то товар или услугу, то, скорее всего, вы станете жертвой антикризисной рекламы. Любое предложение будет вам казаться выгодным.
Но если вы смирились с кризисом или нашли способы на нем заработать, то вряд ли она будет иметь на вас должный эффект. Скорее всего, вы выберете рациональные предложения и воспользуетесь ими.
Петр Дмитриевский Психолог |
Психологи довольно подробно изучили переживания и поведение людей в состоянии кризиса, например в ситуации смерти близкого, обнаружении у себя неизлечимой болезни, развода, ухода из дома выросших детей и других. В этом смысле, экономический кризис — это один из вариантов ситуации, когда происходит резкое изменение контекста, к которому невозможно быстро приспособиться.
Наверняка, более прицельно этот вопрос изучали наши коллеги маркетологи, но думаю, что такая реклама действует по-разному, в зависимости от того, на какой индивидуальной стадии прохождения кризиса она застала человека.
Если человек находится в состоянии шока, апатии, то его главная задача — не замечать изменений, делать вид, что ничего не случилось. Такой человек, попусту проигнорирует рекламу со словом «кризис» как назойливое напоминание о том, что он так старается не видеть.
Если человек выбрал стратегию «стереотипного поведения», он повторяет какие-то движения, действия, которые когда то в похожей ситуации ему помогали, но неизвестно, помогут ли они в данной ситуации. Такой человек может живо отреагировать на предложение товара по «докризисной цене», так как это поддерживает его надежду, что что-то произошло, но можно продолжать жить, как раньше.
На определенной стадии проживания кризиса у людей проявляется агрессия, они чувствуют бессилие и злятся, не находя объяснений произошедшему. Такой человек может разозлиться на подобную рекламу, увидев в ней фальшивую жалость со стороны агрессора. В отличие от тех потребителей, которые реагируют на кризис «регрессом» в младенчество и живо откликнутся на такое предложение, восприняв эту рекламу как искреннюю заботу о них в трудный период.
Тем, кто успел продуктивным образом прожить кризис, вероятно, такая реклама может оказаться не к месту, ведь они не просто адаптировались к новым условиям, но и сформировали новые ценности и цели. Для них в фокусе будут новые проекты и новые смыслы, а не стремление сэкономить.
Хотя, если речь идет о товарах повседневного спроса (питании, бензине), наверняка, и успешно прошедшим кризис гражданам покажется разумным остановить свой выбор на качественных, но недорогих вариантах.