Не стоит надеяться, что ситуация в экономике в ближайшие пять лет станет лучше. До 2020 года доходы населения будут расти достаточно медленно, а значительно увеличить потребление не получится.
Сектор розничной торговли вырастет с 28 млрд рублей в 2015 году до 40 млрд рублей в 2020 году. Причем непродуктовый сектор будет расти быстрее продуктового.
Однако структурно потребление россиян в ближайшие пять лет серьезно изменится. Выжить в условиях замедления роста экономики и сокращения расходов смогут в основном крупные торговые сети, у мелких и средних компаний шансов куда меньше. Отрасль ждет консолидация. В итоге, доля крупнейших пяти торговых сетей на рынке к 2020 году вырастет до 31% против 19% сейчас.
Российские потребители будут вынуждены изменить свое отношение к магазинам. Сейчас им все равно, в какой магазин ходить. Они смотрят, какой ближе к дому и в какой зайти удобнее. В ближайшие пять лет потребители станут более избирательны в своих предпочтениях.
В целом российский ритейл станет более качественным: с рынка постепенно будут уходить различные нецивилизованные формы торговли, а также устаревшие магазины. От этого выиграют крупные гипермаркеты вроде Auchan, Metro и «Магнита» – такого формата в России в целом не хватает, а также торговые сети вроде X5 Retail Group и Dixy. Россияне будут закупаться в современных магазинах и супер-маркетах.
Наибольшее доля современных магазинов можно найти в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде – здесь таких магазинов 76%. В среднем по России доля таких магазинов составляет 53%.
К 2020 году уровень проникновения современных магазинов в крупных городах может вырасти до уровня Москвы. В целом по стране он увеличится до 65%.
В мелких городах и средней местности проникновение может вырасти с 40% до 55%. Здесь современных магазинам сложно появляться из-за транспортных проблем и проблем с закупкой местной продукции. Кроме того, здесь многими магазинами владеют местные жители, такие магазины выплачивают серую зарплату и используют схемы ухода от уплаты налогов. Официальным сетям в регионах сложно с ними конкурировать.