Владимир Куранов
Предприниматель, 59 лет
Владимир Ашотович: Мы удины, это на сегодняшний день практически единственная, кроме русских, христианская народность в Азербайджане. Наш народ автохтонный: еще Геродот, описывая войска Дария, отмечал, что там были удинские полки. У удин свой древний язык, и была своя письменность, но она, к сожалению, не сохранилась. Древнее государство Кавказская Албания (древнее царство, существовавшее на территории современных Азербайджана, Грузии и Дагестана со II века до н.э. по VIII век н.э. — БГ) состояло из удин, лезгинов и других племен. Большая часть этих племен приняла христианство в
Удин мало, и живут они компактно в селе Нидж Габалинского района Республики Азербайджан. Рядом есть соседний районный центр, он назывался Варташен, там тоже жили удины, но сейчас осталось, по-моему, всего семь семей. Вот мы все из Ниджа, у нас только Вика москвичка, а Юля родилась в Баку. У нас была достаточно зажиточная интеллигентная семья: мать — учительница, отец — директор консервного завода, а позже председатель сельсовета. В 1961 году в село провели электричество, и отец купил телевизор «Радий», первый в деревне, — на него написали анонимку, разбирались, откуда и на какие деньги, но зато телевизор смотреть приходила вся родня. А в 1971 году я поехал учиться в Московский энергетический институт. Когда приехал на лето на каникулы в Нидж, обручился с Венерой. Вообще, традиции были такие — родители выбирали невесту, и старшие из рода клали в карман бутылку сливовицы и шли сватать. Приходили, садились, хозяйка накрывала на стол, и в процессе разговора гости говорили, что вот мы тут пришли со своей водкой и на это у нас есть причина. Если хозяева согласны, они водку, принесенную сватами, пьют. А если не согласны, то по разным причинам отказываются — и всем все понятно, и огласки особой отказ не получал.
Через некоторое время после сватовства собирают родственников на так называемое обручение. Гостей созывают немного, человек сто, наверное. Перед свадьбой сначала собираются родственники, в каждой семье отдельно, и распределяют роли — свадьбы ведь всегда проходили дома, никакой обслуги не было. Подходит время свадьбы, со стороны жениха приходят к невесте и говорят: «Мы бы хотели в этом месяце такого-то числа сыграть свадьбу». Те начинают всячески отлынивать, хотя сами только и мечтают поскорее уже отдать невесту. Заставляют жениха и его семью делать какие-то вливания в празднование, в том числе денежные. А в ответ невеста должна принести подарки родственникам жениха: бабушке, теткам, например, фартуки или шаль, какие-то украшения. Потом начинали играть свадьбу. Свадьбы у нас проходят два дня, по отдельности в домах жениха и невесты. В первый день вечером в двух домах начинает играть музыка. Александр и Владимир Ашотович в офисе своей фирмы Раньше играли на народных инструментах — зурна, балабан, кларнет, два барабана — а сейчас уже играют и на гитаре, и на чем хочешь. Потом поздно ночью, часа в три, жених со своими друзьями идет к невесте. Там народ уже собрался, все ждут танца жениха и невесты — всем же интересно посмотреть на них вместе, начинаются судачества, подходят — не подходят. Сначала жениху мешают, не пускают к невесте, не дают танцевать. Потом наконец они танцуют, и народ начинает расходиться под специальную музыку: ее сыграли — и все, дальше музыки не будет.
На следующий день жениха готовят, сажают за стол и торжественно бреют. Пока народ у него дома собирается, он едет за невестой. Там к этому времени уже свадьба заканчивается. Жених садится, выпивает с гостями невесты и поднимается к ней. Невесту, конечно, нужно выкупать, но зато вместе с ней идет приданое, целая гора одеял и матрасов, их специально вручную вышивают. Возвращаются к жениху и садятся за стол. Там дарят подарки, обычно золотые — кольца, кулоны, цепочки.
Юлия: Самое приятное в этой процедуре, что сестра жениха может выбрать себе что-то оттуда. У меня есть колечко под старину, очень красивое.
Александр: Под конец невеста поднимается по лестнице в дом жениха, ей ставят тарелку, и она должна разбить ее на счастье. Вообще, много посуды надо расколошматить. Вот и все, на этом свадьба заканчивается.
Владимир Ашотович: Мы поженились, когда закончили учиться. Меня тогда направили в монтажный трест Кавказэнергомонтаж в Баку. Мы там прожили четыре года, оттуда поехали в Волгодонск, потом опять на Кавказ, потом в Туркмению. Когда мы были в Туркмении, Союз развалился, и мы поехали обратно в Москву. У меня тут был институтский друг, он помог мне устроиться в Москве. У него на тот момент уже была брокерская контора, но там как-то не заладилось, и в 1993 году мы организовали новую фирму. Она до сих пор существует, и мы в ней работаем.
Так что на работу я устроился, а вот с жильем было тяжело. Первое время жил в Раменском, у младшего брата в коммунальной квартире — он кандидат наук, заведовал кафедрой в Душанбе, а когда там началась война, приехал в совхоз «Раменское» и стал работать на ферме, другой работы не было. Через несколько месяцев мы там же, в совхозе, купили квартирку, а еще через три года перебрались сюда, в Москву.
Юлия и ее молодой человек Владимир в Аптекарском огородеКогда в начале
Самая главная проблема — это отсутствие места, клуба, куда можно прийти. Раньше мы собирались на работе, в кафе, арендовали зал, чтобы проводить собрания. Сейчас договорились с хозяином ресторана на Волочаевской улице, что в первую среду каждого месяца мы можем вечером прийти, посидеть, чай попить, пообщаться, обменяться мнениями. Хозяин ресторана тоже родом из Азербайджана, мы его хорошо знаем, и у него работают удины, мать с двумя сыновьями.
Мы живем в эпоху глобализации, и нам необходимо беречь традиции, бороться за сохранение языка. Сейчас мы печатаем словарь, делаем азбуку на базе кириллицы. В принципе, она уже существует — удинский ученый Ворошил Гукасян, филолог и историк, составил удинско-азербайджанско-русский словарь, изданный в 1974 году, но мы его чуть-чуть меняем, пытаемся сделать так, чтобы текст на удинском можно было набирать на русской клавиатуре. Кроме того, собираемся провести перепись — никто же точно не знает, сколько нас, последняя серьезная перепись была в 1989 году. Вот пытаемся переписать заново, но, как всегда народ, неактивный.
Москва мне стала родной, еще когда я здесь учился, все-таки шесть лет в общежитии с друзьями. И потом я все время стремился сюда вернуться. Тогда Москва была другой, не такой большой. Зимой люди не ездили на машинах — практически все машины стояли под тентами, а в городе ездили только служебные машины и такси. Бывало, машину из-под тента крали, а вместо нее ставили, допустим, угнанное такси. По весне хозяин открывает, а там такой сюрприз. А сейчас все ездят. Первыми начали приезжие, особенно те, которые с юга, — они же привыкли на машине круглый год. Тут москвичи тоже проснулись, можно, оказывается, и зимой ездить!
Когда я сюда приехал уже насовсем, первые годы было ничего, но потом стало все хуже и хуже с пробками этими: ну ты попробуй добираться на машине каждый день на работу два с половиной — три часа и обратно столько же. Сейчас с удовольствием живем на даче. Это Боровский район, Калужская область.
Венера Куранова
Врач, 55 лет
Мы с Владимиром с детства знали друг друга, в одной деревне жили, наши родители дружили, ходили друг к другу в гости. А потом он приехал на лето на каникулы из Москвы. А я училась в Баку на медицинском, а практику отрабатывала в больнице в родной деревне — там мой отец был главврачом. Меня отец повсюду сопровождал — и с работы, и на работу, — так что Владимиру пришлось идти знакомиться ко мне в больницу. Восстановили знакомство потихонечку, ну и обручились. Сейчас, конечно, обряд немного изменился, сейчас идут свататься, после того как молодые уже между собой договорились. Но традиция остается — приходят родители и вместе пьют. И наши родители так тоже ходили, конечно.
В большом городе то метро раздражает, то пробки. Раньше в 11 часов вечера машин нет, а сейчас и в два ночи, и в три. Думаешь — вот куда люди едут? И погода такая, солнца не хватает. Мы ведь сюда приехали из Ашхабада, где 365 дней в году солнце. Приехали, дети пошли в школу 1 сентября — и такой снег в Москве выпал! А мы не подготовлены, у нас в Ашхабаде зимних вещей вообще не было. Ну так — легкие плащи, пальто. Но теперь я уже связана с этим городом, это мой город, хоть я здесь и не родилась.
Юлия Куранова
Фоторедактор, 34 года
Мне нравится в Москве ритм. Когда уезжаю в отпуск надолго, то очень скоро начинаю по нему скучать. Начинает казаться, что там все слишком медленно. Но важнее всего друзья. Я Москву стала узнавать и любить, когда познакомилась со своей подругой Леной, и мы с ней по выходным стали ходить целыми днями по городу с фотоаппаратами. Я тогда уговорила родителей подарить мне на день рождения Olympus, такой большой, но без съемного объектива — а через месяц или два поехала в Португалию, и у меня его украли. Потом я купила Canon. Бросила работу у папы в фирме — я там два года управляла рекламным отделом — и ушла в никуда. Полгода искала работу, и в результате меня взяли фоторедактором — я пришла такая наглая на собеседование, без опыта, и говорю: «Вот мои фотографии, вкус у меня есть, я быстро учусь, возьмите меня на работу». И меня взяли в журнал Yachting. Я была счастлива! Люблю ездить по Москве ночью, когда нет пробок. Раньше были прогулки, кофейни и фотоаппарат. Сейчас фотоаппарата стало меньше, а посиделок с друзьями в кафе больше. Одно из лучших мест в Москве — «Гараж», жалко, что из Бахметьевского гаража они переехали. Дело не только в выставках, хотя и за одного Ротко я бы их обожала вечно, там было особое пространство. Не знаю, будет ли так в «Шестиграннике», хотя в парке Горького стало хорошо. Я никогда не любила его, терпеть не могу парки аттракционов, а сейчас он стал приятным, расслабляющим, люди красивые вокруг. Но я бы не сказала, что хочу прожить в Москве всю жизнь.
Александр Куранов
Юрист, 33 года
Я учился в том же институте, где Юля, он теперь называется Московский гуманитарный университет. На юридическом факультете. А с Юдитой, своей женой, познакомился все равно в родной деревне. Мы там были летом и однажды шли с папой с очередной свадьбы. И папа говорит: «Видишь девушку? Завтра к ней пойдешь беседовать, знакомиться». Я сначала ни в какую, но потом все-таки пошел, чтобы отвязались. Это было в 2000 году, 18 июля. Я не люблю говорить о таких вещах, это немного личное, но так вышло, что ее образ, ее характер — все сложилось в мозаику. Папа был прав. И мы поженились через год. Вот так и живем уже десять лет вместе.
Юлия в своей комнатеСвоим родным местом я считаю деревню, я все-таки там родился. Но я люблю и старую Москву — сталинские дома, Университет, высотку на Таганке, Чистые пруды, Камергерский переулок. Так что город мне нравится, а вот люди не очень. Наверное, потому что все традиционно приезжали в Москву в поисках заработка и лучшей жизни, соответственно, очень много людей этим озабочены. Идет серая толпа, все хмурые.
Юдита Куранова
Заместитель финансового директора, 31 год
Я тоже жила в Нидже с родителями, училась на заочном на педагогическом факультете. А после замужества переехала сюда. Получила второе высшее образование — на этот раз экономическое. В 2003 году родилась Вика. Теперь я работаю наравне со всеми, заместителем финансового директора, а с Викой сидит бабушка.
Я к Москве долго привыкала, ну это понятно: приехала из деревни в большой город. Тяжело было и страшно. Но за десять лет привыкла. Мы раньше очень много гуляли в городе по выходным, но сейчас дела домашние, ребенок — так что шесть дней в неделю она в школе, потом уроки с ней делаем.
Виктория Куранова
9 лет
Мама с папой разговаривают со мной на русском и на удинском, но мне удобнее говорить на русском — я только дома разговариваю на удинском. Я каждый год езжу в деревню, там все лето провожу. У меня там двоюродные братья. Мы с моим братом Димой играем, он такой — если начнет, то его не остановить! За ним надо бегать, чтобы он покушал, я вот за ним и бегаю. Мы там еще во дворе деремся. Обычно потом его мама приходит и наказывает.