Ринат Кудашев
Член правления Российского союза нефтегазостроителей, 75 лет
Род Кудашевых — это старинный российский княжеский род. Наша родословная идет с 1298 года. А в документах все зафиксировано с XVI века. В нашем роду были дипломаты, губернаторы, герои войны 1812 года. Даже песню «В лесу родилась елочка» Кудашева написала.
В 2011 году мы делали экспертизу ДНК нашего рода, она показала: «Подгруппа такая-то зародилась примерно 18 тысяч лет назад на Ближнем Востоке, затем распространилась на Балканы, Средиземное море». В общем, мы с булгарами пришли сюда. Гены подтверждают эту гипотезу. В Булгаре была ставка хана Батыя, и один из моих пращуров Бихан был послан собирать ясак для монголов в Мещеру.
Сохранился царский указ 1608 года, по которому мой предок Булай Кудашев был награжден землями на кормление в составе 6 деревень за
В Темникове несколько лет назад мы даже провели конференцию «500 лет служения князей-мурз Кудашевых Российскому Отечеству». Люди из Дворянского собрания были, из Саранска, из Казани, из Москвы, из Уфы.
Петр I издал указ, предписывающий князьям-иноверцам креститься. Из троих Кудашевых двое крестились, от них пошла православная ветвь. Один креститься не стал, и его потомки, оставшись уже без земель и без крестьян, были вынуждены в 1832 году уехать из Темникова в Башкирию. Все это мы нашли в архивных документах Оренбурга. По этой же причине в Башкирию уехали представители других татарских дворянских родов — Еникеевы, Дашкины, Акчурины, Кутушевы. Мой дед родился в 1842 году уже в Башкирии. Отец, участник Первой, империалистической войны, родился в 1887 году. Нас называли «чабаталы мурзалар», т.е. князья в лаптях. Мы хоть жили и зажиточно, но не как русские помещики, скорее как богатые крестьяне.
В 1931 году у нас все отнимают — три дома, амбары, скот, лошадей, — а отца отсылают на Беломорканал на пять лет. Он вернулся в 1935 году, а 1937 году его забрали по
Я регулярно совершаю путешествия на родину своих предков в Мордовию и Башкирию, беру детей и внуков. Первый пункт — Темников, затем едем на земли Булая Кудашева. Там собираемся с местными. Я приглашаю муллу Дашкина, предки которого жили здесь же, мы поминаем родственников. Есть специальные молитвы, чтобы им было на том свете хорошо. Дальше едем в Башкирию. Там родственники: дети брата Адыя и сестры Гульшат. Недавно в Буздяке проводили Шежере-байрамы — праздник рода. В этом году меня туда пригласили на Сабантуй и сделали почетным гражданином Буздяка и Буздякского района. Я стараюсь поддерживать отношения со своими родственниками в Башкирии. В Уфе у меня 12 племянников.
Учился я в Буздяке, а первый раз я приехал в Москву в 1957 году на Всемирный фестиваль молодежи. Заодно сдал экзамены в Инженерно-строительный институт. Впечатление от фестиваля у меня осталось очень яркое. Танцы, пляски, веселье, негры — все было здорово. Я очень люблю Дорогомиловский студгородок. Естественно, мы часто ходили в студенческие годы в парк Горького. Сейчас туда особо не ходят, а раньше все трамваи шли туда полными. Парк Горького считался главным местом отдыха молодежи.
Окончательно в Москву я переехал в 1981 году и занял должность начальника союзного главка. Как только разрушили министерства и главки, я как ученый возглавил Институт по обустройству нефтяных и газовых месторождений России. До 70 лет я здесь работал, потом ушел председателем совета директоров. Сейчас я член правления Российского Свадьба Шамсикамар Ерзиной и Абдурахмана Бурнашева в доме Садыка Ерзина на Пятницкой, 42, 1913 год союза нефтегазостроителей.
У меня 6 орденов, я кандидат технических наук, заслуженный строитель России, почетный гражданин России, почетный гражданин города Октябрьский (город в Башкирии. — БГ). Повышал квалификацию в Колумбийском университете, во Франции, в Англии. Я горжусь тем, что вхожу в первую когорту создателей топливно-энергетического комплекса СССР.
Несколько лет назад я внес деньги на строительство новой мечети на проспекте Мира. Я рад появлению больших соборных мечетей в Казани, в Чечне и считаю, что и в Москве должен быть единый крупный мусульманский духовный центр. Ну и не дело же, что люди молятся на улице Гиляровского и на Щепкина. Отделение подготовки служителей нужно организовать, чтобы не уезжали учиться ребята в Каир и в Саудовскую Аравию. Я думаю, что значение ислама недооценивается.
Каждый четверг у меня приемные дни в Меджлисе татарских мурз. Кто хочет доказать свое происхождение, приходит с родословной, консультируется. Раз в год мы организуем дворянские балы в Доме Асадуллаева. В прошлый раз ожидали 60 человек, а пришли 160. Все одеваются в костюмы, прически делают, многие танцуют по всем правилам бала.
Я принимал участие в создании татарской школы в Москве, в борьбе за то, чтобы Дом Асадуллаева вернули татарам. Сейчас с интересом изучаю жизнь московских татар до революции. Еще я член общества «Ватаным», которое выпускает газету «Татарский мир». А где-то лет 16 назад мы создали татарский клуб «Интеллектуал». Задача этого клуба — не забыть родной язык, чтобы дети могли общаться, чтобы сами мы могли общаться, встречаться, приглашать артистов, писателей из Казани, из Уфы. Собираемся раз в квартал.
А в свободное время на охоту хожу. Охочусь я с 1958 года. Мы с друзьями скинулись и на 25 лет взяли в аренду 76 гектаров земли в Костромской области. Ходим там на медведя. Вот недавно с дочкой и внучкой туда ездили. Два вечера на лабазах посидели, а медведь так и не вышел. Зато грибов было море. И глухари были.
Раиса Кудашева
Пенсионерка, 74 года
Один раз он и меня на охоту взял. Все его охотники сказали: «У, с бабой приехал. Ничего не будет». Мне говорят: «Сегодня у нас охоты не было. Завтра чтобы ты не кашляла, не чихала, по снегу громко не ходила, не смеялась, не скрипела». Я думаю: «Ну и куда я попала!» Приехали. Я стою на месте, не шевелюсь, не дышу. Минут двадцать прошло, слышу выстрел, думаю: «Удачно». Подносит муж к моим ногам зверя. Охота была удачная, женщина удачная, печень я приготовила отлично. Свежую печень как плохо приготовишь?
Со своим Кудашевым я в Октябрьске познакомилась. Он только закончил техникум, и у него был костюм с короткими рукавами. Рината готовили тогда в армию — волосы ежиком и лицо красное. «Ну пьяница, наверное», — говорю я подружке. А потом на танцы начали ходить. И вот
Московские татарки.
Когда я ехала в Москву, то всю дорогу плакала: «Зачем меня везут в Москву, когда мне хорошо было в Октябрьске?» Мне не хотелось. Но куда деваться? Куда иголка, туда и нитка тянется. Вначале нам обещали квартиру сразу, но не дали, и мы жили впятером в одной комнате на Варшавке. Потом мы получили квартиру в Строгино. Мне очень нравится этот район. Раньше, правда, там было спокойно, а сейчас стройка идет, и стало немножко шумнее, чем сначала было. Проработала я в Башкирии 25 лет в аптеке, а в Москве около 6 лет.
Папа у меня читал молитвы и ходил по гостям читать молитвы. Раньше мы не обращали внимания на религию, а сейчас под старость лет меня настраивают мои дети и друзья. Я потихоньку привыкаю. Утром встаю, открываю комнату и здесь начинаю молиться. По записи учусь.
Дома мы готовим лапшу, эчпочмаки. Когда гости, мы постоянно едим татарскую еду. Раньше иногда в ресторане «Китай-город» заказывали еду. В «Ашане» можно купить халяльное мясо. В Дом Асадуллаева на балы и на концерты иногда ходим, на Сабантуй в Измайловский парк, посещаем татарский клуб «Интеллектуал». В мечеть я хожу очень редко. Один раз в год, наверное, бываю. На проспект Мира хожу.
В город выезжать мне уже тяжело — я люблю свой поселок. У нас есть дома башкирское и татарское телевидение. Тут тихо и спокойно. Недавно выезжала в Дом музыки слушать Сергея Захарова, а так выбираюсь редко.
Гюзель Кудашева
Психолог, 39 лет
Сейчас я очень люблю Москву. Как-то ко мне город повернулся другой стороной.
Но предыдущие годы я Москву, мягко говоря, не любила. Переехала я с семьей в 1981 году, и для меня это было настоящей травмой. Как будто взяли с теплой лужайки, поместили в туманное место и не объяснили, что вокруг. До переезда сюда, то есть до 7 лет, я была спокойной и веселой девочкой. Ощущение мира у меня было солнечное. В Москве попала в крутую школу, где дети уже тогда имели кроссовки, джинсы и кукол Барби. А у меня язык был немосковским, одежда простой плюс я еще и татарка. Меня сразу стали называть Галей. Я говорила: «Я не Галя, я Гюзель». Начали обзываться. Мне не с кем было делиться этими проблемами. И я начала драться. Поэтому когда Гали пошел в детский сад, я ему сразу сказала: «Запомни, ты Гали, ты татарин!» Потом воспитательница спросила меня: «Почему ваш ребенок, как пришел, первым делом сказал, что он татарин?»
В Москве я превратилась в сорванца. У меня появилась внутренняя отчужденность от города, от людей. Для меня это была очень агрессивная среда. Я ездила в Башкирию раз пять в год и мечтала отсюда уехать.
Только уехав в Дубай, я успокоилась внутренне, пришла к Богу. Вернувшись в Москву, посмотрела на город не как щенок, которому нужно защититься, а увидела всю его красоту. И сейчас могу сказать, что искренне люблю Москву.
Гюзель Кудашева в одном из магазинов ГУМа
Это случилось за какие-то последние
Мы жили в Дубае почти два года. У нас были проблемы в семье, и мне было очень важно, чтобы мои дети установили отношения с Богом, особенно Гали в подростковом возрасте. А в Дубае ислам в школах преподают. Я в бизнес вложилась. Но начался кризис, и я практически все потеряла, зато приобрела бесценное — мой старший сын установил отношения с Богом. Гали учился в Дубае в 9–10-м классах. Там у него был тренер по баскетболу и учитель ислама в одном лице. Он чернокожий американец, раньше кололся, выходец из гетто. И в один момент Бог его коснулся, и он уверовал через ислам. Я не считаю, что путь к Богу только один. Они разные, но главное — видеть Бога.
Я мусульманка, но православный храм и протестантская церковь для меня тоже важные места. Для меня суть не в религии. Главное, что есть Бог, и он вездесущий. Вот у меня в комнате Священное Писание и Коран. Вы не можете быть мусульманином, если не признаете Тору и Библию. Что такое мусульманка в моем понимание? Добровольно отдавшая себя служению Всевышнему. Я ходила в мечеть до Дубая, но не понимала, как сильно Бог меня любит, я его боялась. А потом посмотрела на своих друзей-протестантов, и через эти наблюдения мне Бог и открылся.
Я не могу каждую пятницу по пробкам ездить в мечеть на Поклонную гору. Так что я хожу в церковь в Троице-Лыково, чтобы просто побыть в храме. Если бы была в Строгино мечеть, я была бы, наверное, более
Мулла Исторической мечети
Абдулла Шамсутдинов с семьей, 1911 год
дисциплинирована в сфере ислама. Но если бы в мечетях люди были менее религиозными и более верующими, я была бы рада. В любом случае главное не сколько мечетей, а кто там служит.
В мечети на Поклонной мне очень нравятся проповеди имама Шамиля Аляутдинова. Приезжать туда нужно за час, иначе ни за что не припаркуешься. На парковке при мечети даже 20 процентов всех приезжающих в пятницу не поместится.
Атмосфера на женской половине мечети очень колоритная. В передних рядах сидят в основном бабулечки-татарки лет по
У Шамиля Аляутдинова прекрасные проповеди. Он говорит: «Вы отрастили бороду и подкоротили штаны и уже считаете себя мусульманами?» В Дубае не страшно носить платок. А здесь страшно. Когда я приехала из Дубая, то некоторое время продолжала ходить в платке. Шамиль Аляутдинов дал очень хороший совет всем: «Не надо надевать черный платок. Можно же надеть серый или цветной. Тогда меньше будет агрессии». Можно соблюдать религиозные правила, не провоцируя людей. Поэтому многие мусульманские девушки теперь носят светлые платки.
Я татарский понимаю. Мои брат и сестра росли с бабушкой, и поэтому до 5 лет они только на татарском говорили. А я родилась, когда бабушка уже умерла. Так что у меня произношение уже не очень чистое. Супруг очень хотел, чтобы дети говорили на татарском. И когда мы вернулись из Дубая, Шамиль (муж Гюзель. — БГ) предложил поехать в Казань на несколько лет, чтобы пожить там с Кубратом. Там есть татарская гимназия, в которой все предметы на татарском языке. Когда я сейчас начинаю говорить с Кубратом на татарском, он смеется. У него-то чистый татарский. А мои друзья в Татарстане считают меня странной: «Ты что, ради татарского сюда приехала? Вы там в Москве совсем чудные? Делать вам нечего?»
Сейчас я учусь на психолога. Прохожу различные тренинги, в том числе у профессора Мэрилин Мюррей. Она была личным психологом Майка Тайсона, когда он сидел в тюрьме, и потом стала его другом по жизни, он даже называет ее второй мамой. Я бы хотела в будущем проводить семинары по методу Мюррей среди людей разных религиозных взглядов. Думаю, что работа со своими эмоциями — путь от отчаяния, самоуничижения, разочарования или гнева и агрессии к принятию, прощению себя и окружающих, позволяет Богу наиболее полно присутствовать в наших жизнях. На мой взгляд, это актуально и для современных мусульман.
Дина Галиуллина
Домохозяйка, 54 года
Я закончила четвертый курс Уфимского нефтяного института, а на пятый курс уже перевелась в Московский нефтяной институт имени Губкина. Через три месяца после переезда в Москву вышла замуж за татарина из Башкирии. Я не очень хотела переезжать в Москву, да и не произвела она на меня поначалу особенного впечатления. Я вливалась в новый институт, выходила замуж. После окончания института уехала работать в Казахстан. Потом ушла в декрет, вернулась в Москву, и вот только тогда началась моя настоящая московская жизнь.
Я люблю в Москве тихие улочки, Строгино. Район Музея имени Пушкина. И Музей Рериха — очень значимое место для меня. Раньше, когда хотелось праздника жизни, я выходила на станции метро «Пушкинская», шла пешком по Тверской до Красной площади, проходила через Красную площадь, садилась на «Китай-городе» и приезжала домой.
Я крестилась, когда у меня заболел первый муж. Это был в 1992 году. До этого я была совсем не религиозна. На Соколе есть городок художников и храм Всех Святых — очень люблю это место. Там и роддом, где я родила своих дочерей. В тот день у меня было в запасе минут сорок до поездки к мужу в больницу. Я заскочила в храм Всех Святых, мне сказали, что как раз начался обряд крещения. И я взяла и покрестилась.
Папа полгода потом со мной не разговаривал. А затем сказал: «Ты знаешь, дочь, Бог, наверное, един, просто пути к нему разные». А на мой день рождения, мне исполнилось тогда сорок лет, папа подарил икону. Он подвозил батюшку и сказал ему, что дочь у него крестилась в православную веру. И батюшка тогда папе дал икону. Интересно, что с детьми у меня тоже так: старшая дочь ходит в мечеть, а младшая крестилась.
Я очень люблю церковь в Троице-Лыково. Одно время мы с Гюзель часто ездили в Саввино-Сторожевский монастырь. Два раза ходила в мечеть, сестра приглашала послушать проповеди Шамиля Аляутдинова.
После работы в «Газпроме» я какое-то время проработала в магазине «Белые облака» на Покровке — продавала духовную литературу. А потом открыла похожий магазин на Урале. Он получился, проработал некоторое время, а потом закрылся. В Москве еще есть одно любимое место — Колпачный переулок. Когда я попала туда в первый раз, у меня было ощущение, будто я там жила когда-то, настолько он мне близок.
Бабушка меня воспитывала первые 10 лет. Она себя считала мусульманкой, но в Октябрьске не было мечети, и она мне говорила так: «Мой любимый Аллах в моем сердце». Я у нее как у Бога за пазухой жила. Она мне передала любовь к татарской кухне, татарским песням. Когда мне Гали Мингазов на Большом Каменном мосту плохо, включаю татарские песни — становится радостнее. На праздники мы закупаем продукты в «Бахетле» — губадию, красный творог. Ездим туда очень часто. Оттуда уйти невозможно — так вкусно пахнет. Мой муж Миша, фамилия у него Теплов, он, сами понимаете, не татарин, но татарскую кухню очень любит.
Шамиль Кудашев
Бизнесмен, 49 лет
В Москву я переехал в 17 лет. Тогда я уже окончил первый курс Уфимского нефтяного института и перевелся на ту же самую специальность в Институт нефтехимической и газовой промышленности. Адаптировался месяца за
Москва изменилась очень сильно за эти 30 лет. Помню, что Строгино было районом, в который таксисты не хотели ехать. А сегодня Строгино — это приблизительно середина Москвы. И для меня Москва стала одной из столиц Европы, в которой я живу. И себя чувствую примерно одинаково что в Москве, что в Лондоне или Брюсселе.
Центр гламурненьким сегодня стал. В Москве раздражают высокие цены на все при посредственном качестве. Напрягает ощущение опасности. И нескончаемая показушность. А еще то, что я называю синдромом гардеробщика, — когда люди не чувствуют себя командой, им наплевать на место, в котором они трудятся. Официанту важно только получить побольше чаевых, а что подумают про его ресторан — ему по барабану.
По-моему, никто не будет спорить, что мечетей в Москве мало. При этом сам я в мечеть не хожу — и времени нет, и вырос я в другой среде. Если меня спрашивают, я говорю, что мусульманин, но в целом не вижу разницы между монотеистическими религиями. Если у меня есть время и желание, то я зайду туда, где ближе: церковь, мечеть, неважно.
Понимаю, что в Москве сильна бытовая ксенофобия. И это нам очень сильно вредит. Вот мне один известный казахский ученый рассказал, что они своих детей в Москву больше учиться не отправляют: стоит это теперь как в Европе, при этом в Москве они для всех «чурки». Так что их дети все учатся в Китае. И что это значит для России? Что Казахстан через 20 лет будет прокитайским, а не пророссийским. Если Москва хочет быть настоящей международной столицей, то вопрос о том, какой человек национальности, должен быть просто забыт. А иначе мы останемся дремучим восточным городом с дремучими людьми.
Как татарин я чувствую себя в Москве комфортно. Я общаюсь в бизнес-сообществе, а бизнес-сообщество интернационально. Но татарам в Москве комфортно, не знаю, как другим мусульманам. Я шучу, что средний москвич знает четыре национальности — русский, нерусский, еврей и татарин. Татары до такой степени вросли в российскую историю и культуру, что отделить их невозможно. Как-то моему племяннику Кубрату предложили сняться в фильме о Древней Руси. Режиссер сказал родителям, что у сына характерный славянский типаж.
Мне очень хотелось бы, чтобы мой сын знал татарский. Но боюсь, что этого не будет. Язык — это та вещь, которая должна прийти вместе с семьей. А учить его как иностранный — это время, а дети очень сейчас загружены.
Гали Мингазов
Студент Финансового университета при Правительстве РФ, 17 лет
Я учусь в Финансовом университете на первом курсе международного факультета. Это сильный, престижный университет. Обучение полностью на английском, хотя многие преподаватели русскоязычные. Преподают также люди из Америки, Израиля, Германии. Все учебники тоже на английском, они у меня в айпэде.
Я учился в Дубае два года, и Дубай мне нравится — как место, где можно отдохнуть. Но жить там для меня скучно. Я живу в Москве, и я привык к забитому графику — постоянно встречи, дела разные. Когда я уезжал, думал: «Вот, наконец-то уехал из Москвы». А пожив там, понял, что это не моя среда.
Я мусульманин. Но в Москве в мечеть ездить тяжело — всего четыре мечети на такое большое количество мусульман. Естественно, там давки. По большому счету настоящим мусульманином я стал в Дубае, до этого я мало что в этом понимал. А там у меня даже в школе был предмет — ислам, и большинство людей в моем круге тоже были мусульманами. Сейчас стараюсь по пятницам посещать мечеть на Поклонной горе. Имам объясняет очень понятно и на понятном языке. И человек тоже хороший.
На Рамадан я по возможности стараюсь поститься и совершать регулярно намаз. Но это вопрос самодисциплины. Я не пью алкоголь и не ем свинину, но в России сложно есть только халяль. Не всегда это получается.
Я музыку очень люблю, все на свете слушаю, от AC/DC до техно. Всегда в наушниках. Мне очень нравятся клубы Rolling Stone и Gipsy на Болотной. Там очень атмосфера свободная, не грязная, как в других клубах. Я часто бываю на «Красном Октябре» и расстроен, что его хотят закрыть. Правда, и там есть минусы — таксисты, которые надоедают, и охранники, которые считают себя богами. Еще мне нравится «Филиал» на Мясницкой. А так в Москве постоянно появляется что-то новое. Летом для меня с друзьями главная точка в Москве — Александровский сад. Очень красивое место.
Так получилось, что у меня мало друзей-татар в Москве. Я и хотел бы участвовать в татарской жизни Москвы, но пока не получается. Хотя на Сабантуй я хожу каждый год, езжу в Казань тоже ежегодно. Болею за все татарские спортивные клубы — в футболе, хоккее, баскетболе. Я все-таки татарин, семья у меня татарская — и приятно окунуться в свою атмосферу. Когда приезжаю в Казань, приятно слушать родную речь на улице или в магазине. В Москве редко, но тоже ее слышу. Недавно на концерте «Сплина» встретил татарина. Он говорил по-русски, но с татарским акцентом. В моей семье акцента нет, потому что мы давно в Москве живем.
Кубрат Мингазов
Школьник, 9 лет
Татарскому меня учил папа, а с дедушкой и бабушкой я чаще по-русски говорю. Здесь я учусь в лицее «Ковчег». Там хороший директор и учителя, но ребята не очень. Одна девочка в классе называла меня татаро-монголом. Я очень на нее разозлился. Когда я жил в Казани, я учился играть на баяне, а сейчас мне нравится больше всего хореография, французский, чтение и физкультура иногда. Еще я с мамой хожу учиться кавказским танцам.
По-татарски чаще всего мне читают, но я и сам иногда читаю. У меня много сказок — «Шурале», и еще сказка о том, как у одной тетеньки расческу золотую украли. В моем классе татар нет, но все знают, что я татарин. Мы один раз сказали, а потом в столовой забыли и дали мне свинину. Я отказался и рассказал почему. Они все поняли. Я со всеми общаюсь, но у меня один друг — Зураб. Ему 15 лет. Он ингуш, мы живем рядом. Кстати, его дедушка Чикатилу поймал.
В первом классе мы жили в Дубае, и мечеть у нас была просто во дворе дома. Здесь я иногда хожу на Поклонную гору с мамой, но в воскресенье, у меня же в пятницу уроки. Приходишь в мечеть, тебе там читают, читают, читают... Полтора-два часа! И я пока маленький, чтобы держать уразу, я только три дня не ел. Недавно праздник был, мы барашка зарезали. Я ужасно расплакался, мне так его жалко было. А папа мне сказал, что его правильно убили.
Я в Москве был в мечети, потом в Дубае был и в Казани в Кул-Шарифе. Самая красивая не в Москве уж точно. Мне интересно было читать Коран. Не очень сложно, но есть тяжелые слова. Честно говоря, я не запомнил, что там написано. Сейчас хочу заново почитать.