Прежние генпланы Москвы
План 1739 года
В 1731 году Анна Иоанновна, временно переехав в Москву, подписала именной указ «О создании плана Москве». Работу составителям плана сильно облегчил пожар 1737 года, уничтоживший 1/5 часть застройки.
В 1739 году «План императорского столичного города Москвы, сочиненный под смотрением архитектора Ивана Мичурина» был готов. Он не просто фиксировал наличную ситуацию, но и содержал в зачаточной стадии некоторые проектные предложения, по сути, это был первый проектный или, как тогда говорили, прожектированный план Москвы. Там была закреплена новая таможенная граница города — будущий Камер-Коллежский вал, по которому сейчас проходит Третье кольцо. Помимо частичного выпрямления радиальных улиц города на месте их пересечения с укреплениями Земляного города (сейчас Садовое кольцо) план намечал возникновение новых площадей, в частности, Сухаревской.
Планы 1775 и 1817 годов
В 1775 году специально для этого созданный департамент Комиссии для строений под руководством П.Н.Кожина представил «Прожектированный городу Москве план» (на фотографии). Его можно считать первым прообразом современных генпланов. В отличие от своих предшественников он не констатировал состояние города, а четко обозначал грядущие преобразования.
Согласно ему планировалось расширение и выпрямление улиц и переулков. Город впервые был подвергнут зонированию и делился на собственно город и предместье, где границей было кольцо площадей на месте укреплений Белого города (сейчас Бульварное кольцо).
В свою очередь предместье отделялось от «выгона» укреплениями Земляного города. Вокруг Кремля и Китай-города планировалось полукольцо парадных площадей. Вдоль Москвы-реки и Неглинной были запланированы набережные, облицованные камнем. В Замоскворечье напротив Кремля должны были устроить целый архипелаг с системой каналов и портом. Однако этот проект практически не был реализован. Прорыли лишь Водоотводный канал и устроили Москворецкую и Кремлевскую набережные, запустили Мытищинский водопровод.
Зато этот план лег в основу послепожарного плана 1817 года, который изменил город радикально. Согласно ему Неглинная была заключена в трубу на участке от Трубной площади до места впадения в Москву-реку, создан градообразующий ансамбль зданий в центре города, таких как Манеж и Большой театр.
Сталинский план реконструкции и развития Москвы, 1935 год
В 1931 году по решению Пленума ЦК был проведен конкурс на проект генплана Москвы. Предпочтение отдали группе, возглавляемой Владимиром Семеновым и Сергеем Чернышевым. В 1935 году архитекторы представили генплан. Он предлагал радиально-центрический принцип. Между радиальными проспектами, идущими от центра к периферии, предусматривались зеленые клинья садово-парковых массивов, таких как Сокольники и парк Горького. Главной высотной доминантой должен был стать Дворец Советов, увенчанный стометровой статуей Ленина.
В итоге часть идей была реализована: радиальные проспекты были расширены и проложены. Первой стала Тверская, где помимо сноса старых зданий практиковалось их передвижение без отселения. Улица была сделана в три раза шире и выпрямлена. Последним был уже в 60-е пробит Новый Арбат.
Вместо Дворца Советов в 1947 году в честь 800-летия Москвы были заложены восемь высоток, которые составили новую систему высотных доминант. Построены были только семь — на месте самой главной, восьмой, по распоряжению Хрущева Дмитрий Чечулин возвел гостиницу «Россия».
Брежневский генплан, 1971 год
В 1971-м был утвержден новый генплан Москвы, разработанный группой архитекторов и социологов во главе с Михаилом Посохиным-старшим. Территория города делилась на восемь секторов, разделенных зелеными клиньями: семь больших зон располагались вокруг центрального ядра. Периферийные районы должны были обеспечиваться необходимыми коммунальными службами, зелеными массивами для отдыха, торговыми центрами и застраивались жилыми кварталами со зданиями в 9—16 этажей.
Концепция «солнца со множеством лучей», заложенная в плане 1935 года, заменялась «семиконечной звездой» (историческое ядро и семь новых центров). Разгрузить главные транспортные артерии должны были наложенные на радиально-кольцевую сетку улиц четыре скоростные трассы, пересекающиеся под прямым углом: Ховрино — Борисово, Теплый Стан — Владыкино, Очаково — Мытищи и Татарово — Бирюлево. Это позволило бы пересекать город, минуя центр. Кроме того, между МКАД и Садовым кольцом были запланированы еще два транспортных кольца. Также намечалось продление существующих линий метрополитена. Благодаря стараниям общественности были выделены 210 памятников архитектуры и заповедно-охранные зоны в историческом центре.
Однако из этого плана удалось полностью реализовать только намеченную застройку жилых массивов на месте старых деревень. Хордовые магистрали, как и Четвертое кольцо, будут строить только сейчас.