Английский философ и математик Бертран Рассел тоже сочувствовал левым идеям. Впрочем, после визита в советскую Россию его вера в коммунистическое далёко несколько пошатнулась. Ученый провел в РСФСР несколько недель: он посещал Москву в мае-июне 1920 года. Система контроля за иностранцами только складывалась. Зарубежные гости еще могли контактировать с инакомыслящими, о чем не преминул сообщить сам Рассел: «Нам была предоставлена полная свобода общения с политиками оппозиционных партий, и мы, естественно, не преминули ею воспользоваться. Мы видели меньшевиков, социалистов-революционеров различных группировок, анархистов; встречи проходили без присутствия большевиков, и с нами свободно разговаривали, избавившись от первоначальных опасений».
Москва произвела на Рассела нейтральное впечатление. Он оговаривается, что город далек от восторженных оценок молодых западных социалистов, но страницы западной прессы также далеки от реальности. Если обыватель не вмешивается в политику, то он чувствует себя в безопасности. Уровень уличной преступности довольно низкий, за женщинами на улице не пытаются назойливо ухаживать, мало пьяных, проституток «гораздо меньше, чем в любой другой столице». Ученому понравились театры и балет, он с удивлением отмечает, что членам профсоюзов места предоставляются бесплатно. Впрочем, у Ильфа с Петровым и пиво отпускалось только членам профсоюза…
Рассел пишет, что московскому жителю гораздо труднее обходится физическое выживание. Восьмичасовой рабочий день формален и провозглашен только на бумаге. «После окончания рабочего дня много времени приходится тратить на то, чтобы обеспечить себя пищей, водой, другими предметами первой необходимости. По улицам, почти лишенным транспорта, бродят рабочие в потертой одежде, обязательно с сумкой в одной руке и жестяным бидоном в другой – это производит впечатление некоей большой деревни, а не известного столичного города».
Философ не заметил в Москве широкого слоя читающих людей и объяснил этот факт высокой стоимостью книг и недостатком бумаги. Зато ученому запомнились толпы москвичей, жадно поглощающих содержимое газет на специальных стендах. Рассел отмечает высокую роль религии в обществе: священники голодают, но храмы полны народа, в них заходят даже солдаты, на улицах прохожие постоянно крестятся. «Жизнь в Москве по сравнению с жизнью в Лондоне тускла, монотонна и тягостна. Я сравниваю, конечно, с жизнью не богачей, а средней рабочей семьи. Когда высшие доходы составляют около пятнадцати шиллингов в месяц – чему тут можно удивляться?»
Бертран Рассел перечисляет бесконечные бюрократические проволочки при покупке билетов на поезд и при бронировании гостиниц. Пассажиры облепляют поезда подобно мухам, а милиция обыскивает всех и каждого – в городе много продовольственных спекулянтов. Англичанин заканчивает оптимистично: «Я полностью согласен с тем, что плохое состояние дел – результат прошлой истории России и недавней политики Антанты. Но я намерен записывать впечатления со всей откровенностью и рассчитываю на то, что читатель сам поймет, что большевики только в небольшой степени ответственны за беды, от которых страдает Россия».